Если вы занимаетесь продуктом в большой корпорации, то, либо вам бы очень хотелось, чтобы заголовок был просто кликбейтом, либо вы вздохнули с облегчением. Пишу эту статью для вторых.
Последние лет двадцать точно, а по сути и больше, разные университеты и консалтеры продвигают парадигму человеко-центричности в продуктовой разработке. Мол, чтобы делать востребованные продукты и эффективную коммуникацию, то обязательно стоит погрузиться в жизнь целевой аудитории, достать оттуда мотивы и боли и постараться помочь с помощью продукта. Я согласен, но не полностью. Есть бизнес задача, где custdev только мешает. Но давайте сначала о том, с чем мы имеем дело.
Продуктовое мышление
Это ряд компетенций, которые помогают командам эффективно создавать востребованные продукты. Под компетенциями имеется ввиду, как использование продуктовых методологий и фреймворков, так и общее понимание создания продукта. Инструментарий огромный, коллеги из Nimax создали карту, где отобразили их многообразие в стиле звездной карты. У всего этого есть одна общая черта.
Человекоцентричность (Human-centric)
Давайте тут быстро. Если сравнить, как компании доставляли ценность до потребителя раньше и сейчас (value chain), то разницу подходов можно описать простыми "inside-out" и "outside-in". В первом случае, это когда мы внутри что-то умеем или имеем, делаем из этого продукт и дальше думаем кому и как продать. Во втором – мы смотрим вокруг себя, ищем проблемы у людей, придумываем идеи, как эти проблемы решить, и уже потом думаем, как заработаем на этом деньги. В общем, ключевое отличие – положение человека и его боли в этом уравнении. В первом случае в конце, во втором – в начале. То есть сейчас компании в первую очередь стараются отталкиваться от pains and gains аудитории. Кстати, если интересует почему этот переход произошел, то пишите в комментарии, ну а пока о том, почему же эта парадигма мешает создавать disruptive innovations.
Инсайты – слепок настоящего
Немудрено, что все продуктовые методологии в своей основе имеют понятие инсайта или фокусировки на пользователе. Называют их разными словами, но суть одна: найди, что у пользователя болит, и помоги. А теперь давайте логически.
Когда мы ищем тот самый инсайт, то проводим исследования. В исследованиях мы обнаруживаем боли, которые волнуют аудиторию прямо сейчас или уже какое-то время. Невозможно определить, что будет волновать человека через пять лет. А как мы знаем, корпы обожают строить стратегии на 5 и даже 10 лет вперед. Странно строить стратегию на 10 лет вперед из слепка настоящего состояния рынка и пользователя. Каждый раз, когда вы пытаетесь создать подрывную инновацию, основываясь на текущих инсайтах, это всё равно, что пытаться обогнать поезд, постоянно сверяясь "а туда ли мы бежим". Поезд же просто едет, иногда он в огне и едет он по highway to hell. А что делать то тогда?
ТРИЗ, трендвотчинг, визионерство и везение
Вот и ответ, точка. Давайте взглянем на пару примеров. Сначала исторический.
Стив Джобс и Iphone.
Джобс вышел на сцену и показал новую разработку от Apple. Это был первый телефон без кнопок и (!) без стилуса. До этого никто и представить себе не мог, что управлять телефоном можно пальцем. Вот, что по поводу Iphone говорил Стив Балмер, CEO Microsoft на то время.
В этой истории нам важно, что инженеры и дизайнеры Apple исходили не из потребительских паттернов. Невозможно было найти инсайт в стиле "Я хочу, чтобы мой телефон был удобным, но мне мешает клавиатура". Прям так и вижу, сидят два белых воротничка в столовке офиса BCG и обсуждают, как их бесит клавиатура у телефона.
Кикшеринг
Простите за кикшеринг, но да. Кто-нибудь просил электросамокаты, которые можно взять в любой точке и оставить в любой точке города? Никто не просил. Ездили себе на такси, метро, автобусах и, в редких случаях, на велосипедах. Самокаты настолько захватили городское движение, что даже ПДД стали переписывать из-за них. Немного цифр и поехали разбираться, как же к этому прийти.
Компетенции
Как по мне, без методологий сложно проектировать будущее. В ситуации, когда ничего не определенно, хочется определить хотя бы алгоритм размышлений. Единственная методология, из продуктовых, которая плевать хотела на боли пользователя – ТРИЗ. Коротко расскажу о ней.
ТРИЗ. Методология описанная советским писателем и изобретателем Генрихом Альтшуллером. В основе призмы, через которую смотрит ТРИЗ на мир, лежит понятие систем. Весь мир – системы. Эти системы имеют свойство постоянного совершенствования и стремятся к своему идеалу. Он описал законы развития систем и, в принципе, научился предугадывать технологический прогресс разных изобретений.
Трендвотчинг. Процесс анализа сигналов и тенденций в обществе и технологиях, который экстраполируется на десятилетия вперед. Простыми словами – анализ трендов. Если делать это с умом, то предсказать появление или популярность той или иной технологии с n-долей вероятности вполне возможно.
Темперамент
Хочется добавить, что помимо мыслительных алгоритмов, конечно же важен подход в продвижении инноваций. В своё время социолог Бруно Латур описал то, как научные открытия приземляются в общество, может быть позже напишу об этом мини-статью. Одним из обязательных пунктов было – найти союзников, которые будут "приземлять" это открытие. Такой вот социальный конструкт, который присущ и сегодняшним корпорациям.
Чтобы производить дизрапт-инновации, требуется не только инженерный и провидческий подход, но и умение вести за собой команды и целые компании при том, что будущее ничем не подкреплено и не определено. Таких людей называют визионерами. Визионерство – качество, которое я ставлю выше креативности в процессе создания подрывных инноваций.
Человекоцентричность и подрывные инновации
Получается, что в создании подрывных инноваций нет места болям пользователя? Конечно есть. Iphone стал настолько популярным девайсом, что создал новые потребительские паттерны. Например, некоторые стали с помощью Iphone подсвечивать свой статус, а для кого-то мультизадачность и камера стали главным инструментом по заработку денег. Так пользователи стали требовать этот инструментарий и с других представителей рынка. И инструментарий начал рождать неудобства, которые болят у пользователя. Новые технологии рождают новые инсайты. А дальше снова human-centric, customer-oriented, человекоцентричность и pains and gains. Спасибо, буду рад вашим аналитическим и педантистским бугуртам.