Совсем недавно мы говорили о беспомощности танков «Меркава» против дронов с ручными кумулятивными гранатами на подвесах, как уже СМИ пестрят заголовками «Танки Merkava уничтожили британским ПТРК NLAW». Кто-то возразит, мол это невозможно, у израильтян есть КАЗ! Соглашусь, ведь в интернете нет подтверждений, только реакция отставного офицера. Однако, данный прецедент имеет «двойное дно».
NLAW
Британский ПТРК с малым радиусом действия, главная особенность которого – отслеживание курса движения танка и коррекция траектории до цели. Это позволяет ПТРК NLAW бить по противнику даже за укрытиями. Такую возможность обеспечивает вычислительный блок и магнитный взрыватель, который может определить металлический предмет на высоте около 1.5 метра под собой.
Когда магнит реагирует на металл, происходит электрический разряд, инициирующий детонатор. Последний подрывает взрывчатое вещество, от давления газов которого, медная воронка собирается в кумулятивную струю, пробивающую крышу боевой машины противника.
Правда, NLAW требует нескольких очень важных условий… Первое – дальность поражения не превышает 800 метров. Второе – требуется исправный аккумулятор, который питает вычислительный блок в момент сопровождения цели. И третье условие – сопровождение цели на протяжении 5-10 секунд. После выстрела, ракета набирает скорость от 40 до 200 м\с, преодолевая максимальную дальность эффективного поражения за чуть более чем 4 секунды.
Merkava против NLAW
Скорость полёта ракеты британского ПТРК была упомянута не просто так… Согласно информации военной компании Rafael, разработавшей КАЗ Trophy, её детище в самых последних версиях может перехватывать снаряды противника, летящие со скоростью 1 500-1 700 м\с. Более ранние версии Trophy могли реагировать на боеприпасы со скоростью атаки около 600 м\с. То есть, чисто в теории, КАЗ «Меркавы» должен без труда перехватывать NLAW.
Наверняка у некоторых будет закономерный вопрос – «значит, как снаряды сброшенные с дронов КАЗ не перехватывает, а британский ПТРК 3-го поколения должен?» Да, должен, согласно заявлениям представителей компании Rafael. Боеприпасы, сброшенные с дронов летят под углом практически 90 градусов – над слепой зоной «Трофи» и с меньшей скоростью, а NLAW хоть и является комплексом типа «выстрелил и забыл», но подлетает к цели и взрывается над ней соблюдая линию визирования, подобно ПТРК поколения 2+ (отличный пример – TOW-2B).
Допустим, NLAW обошёл КАЗ, что будет с танком Merkava? Если выстрел приходится на лобовую проекцию башни, то скорее всего ракета среагирует на лобовой бронепакет, не нанеся машине и экипажу серьёзного ущерба. Но если удар придётся на борт, то здесь могут быть варианты… Попадание ближе ко лбу приведёт к выходу из строя внешнего прицельно-наблюдательного оборудования, возможно орудия без потерь среди танкистов. А вот центральная часть башни… В этом случае экипажу не позавидуешь… Аналогичная ситуация с кормой башни, где хранится львиная доля боезапаса.
Причём здесь страна 404?
Согласно мнению экспертов, противотанковые комплексы NLAW могли попасть в сектор Газа через чёрный рынок. Нашего оппонента уже упрекали в «разбазаривании» переданного ранее оружия. Например, до 2022 года страны НАТО передали примерно 4 000 ПТРК NLAW. Сколько из них было на складах и в войсках на момент начала боевых действий, вопрос открытый.
Запад вряд ли поставлял палестинцам подобное оружие, параллельно поддерживая Израиль, так что наиболее вероятный сценарий – передача оружия из страны 404 третьим лицам. Эту теорию от части можно подтвердить другим информационным поводом… Пленный боевик ХАМАС рассказал, что к современным событиям на юге Израиля готовились год. Напомню, что примерно год назад ПТРК типа Javelin и NLAW практически вышли из эксплуатации нашего противника по причине банального израсходования боезапаса к обсуждаемым ПТРК.
Итог
Если смотреть теорию, то NLAW не должен подлетать к танкам Merkava даже на 20 метров из-за комплекса активной защиты Trophy. Но, если информация в СМИ правдива, то фанатам израильских ОБТ будет не сладко… Хвалёный ими танк и его КАЗ не справляются даже с теми целями, против которых они должны быть защищены без компромиссов.