Найти в Дзене
ИСТОРИЯ КИНО

"Хлеб и розы" (СССР, 1960) и "На пути в Берлин" (СССР, 1969): лидеры советского кинопроката 1960-х

Хлеб и розы. СССР, 1960. Режиссер Фёдор Филиппов. Сценарист Афанасий Салынский (по собственной одноименной повести). Актеры: Павел Кадочников, Людмила Касаткина, Александра Завьялова, Сергей Калинин, Анатолий Соловьёв, Анатолий Кубацкий, Глеб Глебов, Эдуард Бредун, Раднэр Муратов и др. 23,2 млн. зрителей за первый год демонстрации.

Режиссер Федор Филиппов (1911–1988) поставил десять полнометражных игровых фильмов, пять из которых («Хлеб и розы», «Грешница», «Расплата», «Это сильнее меня», «Поздняя ягода») вошли в тысячу самых популярных советских кинолент.

Алтайская степь 1920-х годов. Вопреки своим классовым принципам коммунар полюбил дочь кулака…

Причины того, почему о ленте «Хлеб и розы» сегодня мало кто знает, поясняет один из нынешних зрителей: «Картина забыта вполне обоснованно: слабое кино. То что положительные герои (коммунары) скучны до невозможности вполне понятно (причём ситуацию не спасает даже «дежурная пара» нашего кино 1950-х Л. Касаткина и П. Кадочников), но здесь и отрицательные не блещут!» (Г. Воланов).

Киновед Александр Федоров

-2

На пути в Берлин. СССР, 1969. Режиссер Михаил Ершов. Сценаристы: Кирилл Рапопорт, Борис Васильев, Юрий Чулюкин. Актеры: Василий Краснов, Николай Трофимов, Геннадий Карнович-Валуа, Степан Крылов, Сергей Дворецкий, Антонина Шуранова и др. 23,2 млн. зрителей за первый год демонстрации.

Режиссер Михаил Ершов (1924–2004) поставил 16 фильмов разных жанров. В начале своей режиссерской карьеры он увлекался мелодрамами, а в середине 1970–х экранизировал масштабный роман А. Чаковского «Блокада»… Всего в тысячу самых кассовых советских кинолент у М. Ершова вошли четыре фильма («После свадьбы», «Родная кровь», «На пути в Берлин» и «Блокада»). Однако самой успешной картиной Михаила Ершова стала мелодрама «Родная кровь».

Действие военной драмы «На пути в Берлин» разворачивается весной 1945. На старшего лейтенанта Зайцева (роль которого сыграл талантливый актер Николай Трофимов), назначенного военным комендантом немецкого города, обрушивается масса проблем и забот…

Эту картину по-доброму вспоминают сегодняшние зрители:

«Незаслуженно забытый прекрасный фильм о последних днях войны. Прекрасная постановка и великолепная игра всех актёров, особенно, Николая Трофимова – его сцены со слоном, и.о. коменданта города, председателя жюри по оценке номеров варьете – настолько комичны, насыщены добрым тёплым юмором, что даёт зрителю возможность забыть, что война всё ещё продолжается» (Воланд).

«Очень хороший фильм, цельный, с достоверными характерами. Исключительно удачное соединение хроникальных кадров с постановочными. Трофимов какой замечательный. Да ни к кому из актёров претензий нет. Как не хочется умирать, когда до Победы уже несколько шагов, вот она, на соседней улице. И как тяжело выбирать между солдатским долгом и желанием жить» (С ветром).

Киновед Александр Федоров