Решающий шаг. СССР, 1966. Режиссер Алты Карлиев. Сценарист Игорь Луковский (по одноименному роману Б. Кербабаева). Актеры: Баба Аннанов, Жанна Смелянская, Владимир Краснопольский, Борис Петелин, Артык Джаллыев, Алты Карлиев и др. 23,3 млн. зрителей за первый год демонстрации.
Режиссер Алты Карлиев (1909–1973) за свою творческую карьеру поставил шесть полнометражных игровых фильмов, два из которых («Решающий шаг» и «За рекой – граница») вошли в тысячу самых кассовых советских кинолент.
Тема революции, гражданской войны и басмачей была излюбленной в кино советских среднеазиатских республик. Оно понятно, десятки миллионов зрителей СССР очень трудно было привлечь в кинотеатры историями о перевыполнении социалистических обязательств по сбору хлопка…
Отсюда неудивительно, что проникнутый пафосной идеологией «Решающий шаг» долгое время считался своего рода красным знаменем туркменского кино.
К примеру, в журнале «Искусство кино» спустя одиннадцать лет после премьеры этой ленты с гордостью подчеркивалось, что «самым значительным вкладом туркменского кино в тему революции является двухсерийная киноэпопея Алты Карлиева «Решающий шаг»… То озарение, что помогло пионерам Советской власти в Туркмении преодолеть перевал истории, поверив в правду Ленина, и сегодня не померкло в мире идейных, нравственных ценностей моих современников» (Нарлиев, 1977: 94).
И хотя «Решающий шаг», мягко говоря, нечастый гость нынешних телеэкранов, некоторые зрители его все еще помнят добрым словом: «Замечательный фильм. Один из самых моих любимых. Смотрится на одном дыхании. В фильме показана красивая любовь, трудная жизнь туркменов в первые десятилетия прошлого века. Великолепная игра красивых артистов. Нет ни одного проходного кадра» (Альфия).
Киновед Александр Федоров
Сибирячка. СССР, 1973. Режиссер Алексей Салтыков. Сценарист Афанасий Салынский (по собственной пьесе «Мария»). Актеры: Валерия Заклунная, Евгений Матвеев, Роман Громадский, Ольга Прохорова, Римма Маркова, Софья Пилявская, Фёдор Одиноков, Нина Сазонова, Олег Анофриев, Вадим Спиридонов и др. 23,3 млн. зрителей за первый год демонстрации.
Режиссер Алексей Салтыков (1934–1993) за свою творческую карьеру поставил 16 фильмов, десять из которых («Друг мой, Колька!», «Председатель», «Бабье царство», «Директор», «Возврата нет», «Семья Ивановых», «Сибирячка», «Полынь – трава горькая», «Емельян Пугачев», «Крик дельфина»), вошли в тысячу самых популярных советских кинолент.
Потерявший после своих лучших работ («Председатель», «Бабье царство», «Директор») творческую форму Алексей Салтыков в 1970–е годы пытался снимать «народное кино», делая ставку на популярных актеров. Судя по кассовым сборам вполне заурядной производственной драмы «Сибирячка», это часто ему удавалось.
В год выхода «Сибирячки» кинокритик Виктор Демин (1937–1993) отмечал, что сюжетные повороты этого фильма «не могут похвастаться особой новизной», а самое интересное в картине – актерский дуэт Е. Матвеева и В. Заклунной (Демин, 1973).
Мнения сегодняшних зрителей о «Сибирячке», как это часто бывает, резко расходятся:
«Гениальный фильм гениального Салтыкова о великом советском человеке–труженике и человеке–творце» (А. Азеф).
«По правде говоря, этот фильм давно и безнадежно устарел. Казенный соцреализм в самом чистом виде – воспевание партийного начальства в формах, доступных его пониманию. Жалко Салтыкова – после таких выдающихся фильмов, как "Председатель" и "Бабье царство" опустился до роли ремесленника–конъюнктурщика» (Б. Нежданов).
Киновед Александр Федоров