На днях сидел с друзьями в одном из питейных заведений Баку и с удивлением обнаружил, что никто из них не знает о раках обитающих в Каспийском море.
Именно о раках, а не рачках (которыми бакинцы называют креветки).
Меня еще и на смех подняли. Типа, раки бывают только пресноводные, неуч.
Я конечно отбивался упоминанием омаров, раков-отшельников и прочей членистоногой монстрятины, но так друзей и не переубедил.
— Это другое, — твердили они, расплываясь в снисходительных улыбках.
В какой-то момент, мне самому показалось, что что-то на старости лет попутал. Пришлось заказывать дополнительный снаряд беленькой и отвлекать разговорами на политические темы.
И все-таки я оказался прав. Воспоминания молодости не подвели.
В удачный год, на Апшероне можно было набрать с полсотни раков даже не замочив ноги.
Каспийский подвид толстопалого речного рака
Тема меня так зацепила, что пришлось обратиться к серьезным источникам, в частности к диссертации 2001 года.
На самом деле оказалось, что в Каспийском море обитает аж два вида промысловых (!) раков — длиннопалый Pontastacus eichwaldi (Bott, 1950) и толстопалый Caspiastacus pachypus (Rathke,1837).
Первый, более крупный, достигающий длины 17 см и веса 180 г. Он теряет в численности. Второй, поменьше, доходящий до длины 13,5 см и веса 140 г. Этот вид растет, причем намного большими темпами, чем первый падает.
Толстопалый является автохтонным видом для Азербайджана, на территории которого, больше всего его обитает в прибрежных водах Апшерона.
Однако, в периоды роста его численности, а каспийские раки циклично растут от 1.5 до 14 миллионов особей, членистоногих особенно много на казахском берегу.
В 2019 году, после шторма тысячи раков были выброшены на берег моря в районе Актау.
Раки на Апшероне
Отлично помню, как много раков было в середине 70-х в районе шувелянского маяка. Я тогда, будучи старшеклассником, увлекался подводной охотой, и видел их не только выброшенными на берегу, но и в естественной среде обитания.
Позже, они куда-то исчезли. По крайней мере из того места.
Хотя мне больше нравятся креветки, как думаю и большинству бакинцев, я несколько лет подряд специально искал раков, именно из-за их внезапного исчезновения.
Да, я был любознательным юношей)
Однако секрет так и не был раскрыт.
И вот теперь, читая вышеуказанную диссертацию, я узнаю, что каспийские раки очень чувствительны к колебаниями уровня моря. Это связано с тем, что при его подъеме, на мелководье, куда самки раков приходят метать икру, начинают заплывать осетровые, которым очень нравятся рачьи самочки.
А как раз с 1978 года начался подъем уровня Каспия.
Промышленный лов
Как это странно не звучит, но когда-то (в советские времена) каспийские раки были объектом государственного промысла.
Сегодня, это дело практически заброшено. На восточном берегу вылавливается ежегодно всего 5 тонн. Хотя, судя по той же диссертации, без вреда для популяции можно добывать по 200-300 тонн.
Между прочим мясо рака на международном рынке стоит 20 зеленых за кило.
Почему этим никто не занимается?
А ведь мясо морских раков намного вкуснее речных.
Уверен, водись они в северной части Каспия, бизнес был бы давно оприходован. Но каспийские раки практически не обитают на Севере и Юге моря...
Видео
Нашел этот ролик, снятый в мае прошлого года. Судя по всему это длиннопалый вид раков.
Уровень Каспия сейчас заметно снижается, стремясь к показателям 1977 года. Думаю скоро опять можно будет собирать раков как грибы. Главное знать места.