Найти в Дзене
Смыслы вслух

Установки из детства и их последствия

Все мы родом из детства. Фраза говорит о том, что наше поведение, восприятие мира во взрослой жизни, сильно определяется детско-родительскими отношениями, отношениями в школе или садике. Давайте посмотрим на некоторые установки из детства. примеры , которые не самым лучшим образ сказываются во взрослой Ложь во спасение. Данная установка начинает формироваться, когда ребёнок начинает ходить в школу, а именно приносить домой неудовлетворительные оценки (по мнению взрослых) или замечания со школы. Как правило, школьника не поощряют за это, а наказывают каким-либо образом. Что в таком случае начинает происходить? Вполне оправдано, что родитель рассуждает так: «Накажу, в следующий раз он/она будет лучше стараться!». Но у ребёнка (не у каждого, конечно) начинает формироваться следующая логика рассуждений, причём не всегда осмыслено: я приношу плохие оценки, меня за это ругают (причиняют страдания), если не говорить, то страданий не будет. Раз за разом, получая негативные реакции на свои пост

Все мы родом из детства.

Фраза говорит о том, что наше поведение, восприятие мира во взрослой жизни, сильно определяется детско-родительскими отношениями, отношениями в школе или садике. Давайте посмотрим на некоторые установки из детства. примеры , которые не самым лучшим образ сказываются во взрослой

Ложь во спасение. Данная установка начинает формироваться, когда ребёнок начинает ходить в школу, а именно приносить домой неудовлетворительные оценки (по мнению взрослых) или замечания со школы. Как правило, школьника не поощряют за это, а наказывают каким-либо образом. Что в таком случае начинает происходить? Вполне оправдано, что родитель рассуждает так: «Накажу, в следующий раз он/она будет лучше стараться!». Но у ребёнка (не у каждого, конечно) начинает формироваться следующая логика рассуждений, причём не всегда осмыслено: я приношу плохие оценки, меня за это ругают (причиняют страдания), если не говорить, то страданий не будет. Раз за разом, получая негативные реакции на свои поступки, ребёнок всё больше утверждается в том, что нужно всё скрывать, замалчивать, врать о возможных причинах страданий. Ложь становится спасением от страданий. Так, собственно, формируется привычка обманывать. Если чуть продолжить мысль, то на этой основе подрывается, а потом окончательно утрачивается доверие между родителями и детьми. Так, вроде бы желая лучшего для своего ребёнка, родители формируют у ребёнка установку на то, что дети будут говорить неправду, чтоб себя спасти. Установка закрепляется в сознании. Потом уже в других ситуациях, в том числе во взрослой жизни, где человек будет предвосхищать на свои слова негативную реакцию, будет склонен говорить неправду. К примеру, нам бывает сложно прямо отказать людям и мы придумываем какие-то отмазки, небылицы или когда у нас малоимущий на улице спрашивает мелочь, мы склонны говорить, что мелочи нет, взамен того чтоб сказать правду. Думаю, каждый может привести много примеров бессмысленной неправды из своих будней.

Следующий пример установки начинает формироваться, когда учителя, взрослые высмеивают или негативно оценивают точку зрения ребёнка, отличную от их. Допустим, по литературе или по какому-либо другому предмету, школьник высказал своё мнение исходя из своего воззрения, но это мнение противоречит «правильному» мнения учителя. Учитель оценивает, как «неудовлетворительно» или говорит, что ребёнок тупой и не мог выучить как правильно. Или бывают такие ситуации с родителями, особенно когда у ребёнка младший школьный возраст или чуть раньше. Ребёнок что-нибудь выдумывает (фантазирует) о том как устроен мир или как этот мир проявляется, а в ответ слышит: «Не говори глупости!», «Что за чушь?», «Не мели ерунду!» и т.д. И что происходит? У ребёнка формируется установка, что лучше молчать и не высказывать своё мнение; лучше не иметь своё мнение, а выбрать «правильное»; другие умные, а я глупый… Какое следствие у такой установки? Так, ещё сызмала, убивается индивидуальность, так уничтожается воображение и творчество к жизни, так появляется склонность верить другим больше, чем себе, так формируется внушаемость человека, так развивается безынициативность в действии, пассивность в мысли, страх высказать своё мнение… Я думаю, практически уверен, что вам встречались люди с подобными проявлениями. Так вот, от части, установка на такую пассивность сформирована осуждающими и высмеивающими взрослыми.

Сравнение детей с теми кто лучше это, наверное, самое жёсткое, что можно получать от родителей или передавать своим детям. Родители, скорей всего, полагают, что таким образом они мотивируют их чадо к развитию, но всё далеко не так. Итак, что же происходит? Когда родители сравнивают ребёнка с тем, кто лучше его, то через какое-то время ребёнок начинает видеть себя как недостаточно хорошим, недостаточно правильным, недостаточно аккуратным и т.д. Формируется некое ощущение себя «я не до…», которое так глубоко прописывается, что на протяжении всей свой жизни это ощущение будет оказывать влияние. 1) Такой человек не будет принимать себя. Каких бы высот он не достиг бы, он будет видеть в себе изъяны, тем самым подтверждать свою установку «я не до…». 2) Утрата своей идентичности. Один из векторов развития такой установки является то, что ребёнок, а в последующем взрослый стремятся доказать всему миру, что он успешный, хороший, правильный, интересный и т.д.… В попытке доказать что-то у такого человека происходит разрыв со своими желаниями, потребностями, он перестаёт чувствовать себя. Его жизнь становится, подчинена этому доказательству, которого никогда не сможет произойти. И как следствие в такой жизни будет мало места для радости, удовлетворённости, счастья, любви к себе... 3) Но самое неприятное, на мой взгляд, так это то, что у ребёнка начинает формироваться понимание того, что он не достоин любви. Взрастает понимание об условной любви, любви которую надо постоянно достигать, заслуживать, доказывать своё право на её получение. И, как следствие, люди с подобными установками не в силах будут принимать любовь, а значит и дарить.

Конечно, это далеко не все установки из детства, которые мы, благодаря нашим старшим несём с собой в жизнь, а потом и передаём дальше по наследству.

Пишите в комментариях, смогли обнаружить себя в этом тексте (или в качестве родителя или в качестве наследника какой-либо из установок?И следует ли писать о других установках из детства?

Благодарю за внимание!