Найти тему
Смыслы вслух

И еще один дар дала нам наша Россия...

Иван Александрович Ильин
Иван Александрович Ильин

Здравствуйте!
Хочу познакомить вас с этой удивительной личностью, через отрывок одной из его работ. Когда-то этот отрывок меня очень впечатлил (и продолжает впечатлять) своей глубиной и широтой. Благодаря этому отрывку я познакомился с этим великим человеком и по мере моего знакомства с ним я всё больше восхищался и восторгался. Восхищался тому каким провидческим взглядом может обладать человек. Через свой пытливый ум, Иван Александрович заглядывает в будущее на сто, а то и более лет, и описывает нам наше настоящее, его причины, рассказывает нам что ждёт Россию. Восторгался глубиной мысли, тем как можно глубоко заглянуть в душу человека, в душу страны и увидеть там взаимосвязи разных событий, явлений, феноменов. Увидеть и передать доступным языком обнаруженные на той глубине смыслы. Глубине, на которую, как мне кажется, мало кто из современников может заглянуть.

Лично для меня Иван Александрович открыл глубокие смыслы бытия. Уверен, что ещё многое смогу почерпнуть из его наследия. Очень надеюсь, что и вы в своей жизни найдёте время, силы и возможности соприкоснуться с этой великой личностью. А пока, предлагаю вам соприкоснуться с отрывком его работы "Три речи о России".

И еще один дар дала нам наша Россия: это наш дивный, наш могучий, наш поющий язык .

В нем вся она, – наша Россия. В нем все дары ее: и ширь неограниченных возможностей; и богатство звуков, и слов, и форм; и стихийность, и нежность; и простота, и размах, и парение; и мечтательность, и сила; и ясность, и красота. Все доступно нашему языку. Он сам покорен всему мировому и надмирному, и потому властен все выразить, изобразить и передать.

В нем гудение далеких колоколов и серебро ближних колокольчиков. В нем ласковые шорохи и хрусты. В нем травяные шелесты и вздохи. В нем клекот, и грай, и свист, и щебет птичий. В нем громы небесные и рыки звериные; и вихри зыбкие и плески чуть слышные. В нем вся, поющая русская душа: эхо мира, и стон человеческий, и зерцало божественных видений…

Пока звучит он, в своей неописуемой музыкальности, в своей открытой четкой, честной простоте, в своей скромности, в коей затаилась великая власть, в своем целомудрии, в своей кованности и ритмической гибкости, –кажется, что это звучат сами именуемые предметы, знаменуя о самих себе и о том большем, что скрыто за ними. А когда смолкают его звуки, столь властные и столь нежные, – то водворяется молчание, насыщенное высказанными несказанностями…

Это язык острой, режущей мысли. Язык трепетного, рождающегося предчувствия. Язык волевых решений и свершений. Язык парения и пророчеств. Язык неуловимых прозрачностей и вечных глаголов.

Это язык зрелого самобытного национального характера. И русский народ, создавший– этот язык, сам призван достигнуть душевно и духовно той высоты, на которую зовет его – его язык…

Горе нам, что не умели мы беречь наш язык и бережно растить его, – в его звучании, в его закономерной свободе, в его ритме, и в ризах его органически выросшего правописания. Не любить его, не блюсти его, – значит не любить и не блюсти нашу Родину.

А что есть человек без Родины?

Чем были бы мы, если бы кому-нибудь удалось оторвать нас от нашей России?

Пусть же другие народы поймут и запомнят, что им только тогда удастся увидеть и постигнуть Россию, когда они познают и ночуют нашу речь. А до тех пор Россия будет им непонятна и недоступна; до тех пор они не найдут к ней ни духовного, ни политического пути.

Пусть мир познает наш язык и через него впервые коснется нашей Родины. Ибо тогда, и только тогда он услышит не о Ней, а Ее.

А о Ней – говорить нельзя. Она как живая тайна: Ею можно жить, о Ней можно вздыхать. Ей можно молиться; и, не постигая Ее, блюсти Ее в себе; и благодарить Творца за это счастье; и молчать.

Буду очень признателен, если вы поделитесь своими мыслями, чувствами, обнаруженными смыслами, которые у вас возникли при прочтении этого отрывка. Благодарю!