“Нельзя никаких требований предъявлять, если нет единого, сбитого по-настоящему коллектива»(А.С. Макаренко) [17, т.5, с.317].
***
“Для настоящего коллектива абсолютно чужда дисциплина торможения, которая сейчас по какому-то недоразумению сделалась альфой и омегой воспитательной премудрости многих педагогов. Дисциплина, выражаемая только в запретительных нормах, - худший вид нравственного воспитания»(А.С. Макаренко) [20, с.42].
***
«Тот воспитатель, который даёт простор своей воле и обращается в самодура* в глазах коллектива, требует того, чего коллектив не понимает, тот победы не одержит»(А.С. Макаренко)[20, с.303].
Технические условия отдачи распоряжений
(требований)
«В большинстве случаев бывает так, что достаточно просто выразить решительное, неломающееся, негнущееся требование, чтобы дети вам уступили и поступили так, как вы хотите. Тут есть некоторая доля внушаемости и некоторая доля сознания того, что вы правы. Всё в дальнейшем будет зависеть от вашего интеллекта…»(А.С. Макаренко)[]
ОДНАКО:
“Нельзя предъявлять грубые требования, нелогические, смешные не связанные с требованиями коллектива…
Там, где я не уверен, можно ли потребовать чего-либо, правильно или неправильно, я делал вид, что ничего не вижу. Я ожидал случая, когда и для меня становилось очевидным, и для всякого человека со здравым смыслом становилось ясно, что я прав. В таком случае я предъявлял до конца диктаторские требования, и, так как они казались лучше от такой очевидной правды, я действовал смелее, и ребята понимали, что я прав, и легко мне уступали…»(А.С. Макаренко)[20, с.303].
***
“Я от своего первого коллектива не требовал, чтобы они не крали. Я понимал, что на первых порах не могу убедить их не в чём. Но я требовал, чтобы они вставали, когда нужно, выполняли то, что нужно. Но они воровали, и на это воровство я смотрел до поры до времени сквозь пальцы…»(А.С. Макаренко)[20, с.303].
***
Распоряжение(требование)
- Не должно отдаваться со злостью, криком и раздражением, но оно не должно быть похоже на упрашивание.
- Оно должно быть посильным для ребёнка, не требовать от него слишком трудного напряжения.
- Оно должно быть разумным, т.е. без противоречия здравому смыслу.
- Оно не должно противоречить другому распоряжению вашему или другого родителя (воспитателя, представительного органа коллектива).
- Если распоряжение отдано, оно должно быть выполнено. (А.С. Макаренко)[20, с.211].
Комментарий составителя.
Следует заметить и особо подчеркнуть, что выполнение распоряжения (п.5) может быть гарантировано только при абсолютно точном выполнении первых четырёх пунктов. В противном случае, нажим в требовании выполнения распоряжений принесёт вред.
Кстати об авторитаризме, о котором идёт много споров.
Существует два вида авторитаризма:
- Умный - основанный на глубоком научном знании и здравом смысле. Он при полном соблюдении вышеприведённых «технических условий» приносит пользу в деле воспитания.
- Глупый - ни что иное как самодурство. В основе его лежат страхи, истерические установки и проявление других негативных черт личности, как правило, проявление невротическое и бессознательное: человек не ведает, что творит. Приносит безусловный вред в деле воспитания.
***
“Рабов воспитывает…не наказание, а самодурство, не ограниченная ничем беспардонность, позволяющая у нас некоторым педагогам воспитывать хулиганов»(А.С. Макаренко) [17, т.5, с.383].
Вывод: если в вашей школе есть хулиганы, значит там есть и самодурство.
***
“Попробуйте занять такое положение, чтобы можно было попросить среднего пацана сделать что-нибудь «не в службу, а в дружбу». Чтобы он не из боязни перед жестокими карами, перед завучем, дневником и двойкой, а просто так оказал бы вам услугу!
Предрассудок состоит в том, что учитель всегда стремится к лидерству, к доминированию в детском коллективе…
…Многие уверены, что управление поведением воспитанников - это и есть воспитание, сама сущность его…
На самом же деле, чтобы воспитывать, достаточно принимать участие в деятельности и общении детей - в роли советчика ли, равноправного ли партнёра, даже заинтересованного наблюдателя или, разумеется, управляющего. Но последняя позиция остаётся одной из многих возможных» (А.М. Сидоркин)[31, с.37].
***
«Нельзя же допустить, чтобы наши нервы были педагогическим инструментом, нельзя допустить, что мы можем воспитывать детей при помощи наших сердечных мучений, мучений нашей души. Ведь мы же люди, И если во всякой другой специальности можно обойтись без душевных страданий, то надо и у нас это сделать» (А.С. Макаренко)[17, т.5, с.265].
©Клевайчук А.В., "Рабочая пропись творческого учителя", 2009, 2023
Литература
- Бернс Д. Хорошее самочувствие. Новая теория настроений.- М.,1995.
- Волович М.Б. Математика без перегрузок. - М.: «Просвещение»,1991.
- Гальперин П.Я. Формирование умственных действий// В сб. «Хрестоматия по общей психологии». - М., 1981, с. 78-86.
- Границкая А.С. Научить думать и действовать. - М.: «Просвещение», 1991.
- Грановская Р.М. Элементы практической психологии. - Л.,1988.
- Данилова Н.Н., Крылова А.Л. Физиология высшей нервной деятельности. - М.,1989.
- Добрович А.Б. Воспитателю о психологии и психогигиене общения. - М.: «Просвещение»,1987.
- Елисеев О. П. Конструктивная психология и психодиагностика. - Псков,1994.
- Калинина Н.В., Лукьянова М.И. Психолого-педагогические показатели результативности образовательного процесса. - Ульяновск,1998.
- Кант И. О педагогике// В сб. Мудрость воспитания. - М.:Педагогика, 1989, с.152.
- Коменский Я.-А. Великая дидактика//Избранные пед. соч. - М.,1955, с. 161-376. //В сб. Хрестоматия по истории зарубежной педагогики. - М.: Педагогика,1981.
- Корчак Я. Как на самом деле любить ребёнка. - М.: «Педагогика», 1990.
- Лабунская Н.А. Учитель в общении// В газ. «После уроков» №15,1996, с.2-7.
- Лёгенький Г.И. Цель и способы воспитания. - М.,1990.
- Лесгафт П.Ф. Избранные произведения. - М.:"Педаогика",1988.
- Лукьянова М.И., Калинина Н.В. Учебная деятельность школьников: сущность и возможности формирования. - Ульяновск,1998.
- Макаренко А.С. Сочинения. - М.: Учпедгиз, 1957.
- Макаренко А.С. Выступления и статьи по вопросам педагогики и этики. - Соч. т.5, с.454.
19. Макаренко А.С. Избранные педагогические сочинения. - М.,1977.
20. Макаренко А.С. О воспитании. - М.: «Просвещение», 1990.
21. Педагогика: учебник для вузов. - М.: Просвещение,1981.
22. Петровский А.В. Психология воспитания. - М.,1995.
23. Политическая экономия. - М.: Политиздат, 1967.
24. Прайор К. Не рычите на собаку// В журн.: «Наука и жизнь» №8, 1994.
25. Рейнуотер Д. Это в Ваших силах: как стать собственным психотерапевтом. - М.,1992.
26. Рерих Н.К. Светлые Врата. - Новосибирск,1996.
27. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании. - М.: «Владос», 1995.
28. Родчанин Е.Г., Зязюн И.А. Гуманист. Мыслитель. Педагог. Об идеалах В.А. Сухомлинского. - М.: «Педагогика», 1991.
29. Рудестам К. Групповая психотерапия. - М.,1990.
30. Сатир В. Как строить себя и свою семью. - М.,1992.
31. Сидоркин А.М. Парад предрассудков. - М.: «Знание»,1992.
32. Словарь практического психолога. - СПб., 1996.
33. Соловейчик С.Л. Воспитание по Иванову. - М.: «Педагогика», 1989.
34. Сорока-Росинский В.Н. Пед. соч. - М.:"Педагогика", 1991.
35. Спок Б. Ребёнок и уход за ним. - М.,1994.
36. Сухомлинский В.А. Избранные произведения: в 5 т. - Киев, 1979.
37. Томкинс С. Эмоции//В журн.: «Наука и жизнь» №12, 1977.
38. Философский словарь. - М.: Политиздат, 1991.
39. Хэй Л. Целительные силы внутри нас. - М.,1997.
40. Чарели Э. Гимнастика для голоса// В газ.: «АиФ - Здоровье» №22,1994.
41. Шаталов В.Ф. и др. Опорные конспекты по кинематике и динамике. - М.: «Просвещение», 1989.
42. Щерба Н.Н. Кто работает в банке? - СПб.,1996.