Найти тему

Как можно больше уважения и настойчивого, ясного открытого требования

“Нельзя никаких требований предъявлять, если нет единого, сбитого по-настоящему коллектива»(А.С. Макаренко) [17, т.5, с.317].

***

“Для настоящего коллектива абсолютно чужда дисциплина торможения, которая сейчас по какому-то недоразумению сделалась альфой и омегой воспитательной премудрости многих педагогов. Дисциплина, выражаемая только в запретительных нормах, - худший вид нравственного воспитания»(А.С. Макаренко) [20, с.42].

***

«Тот воспитатель, который даёт простор своей воле и обращается в самодура* в глазах коллектива, требует того, чего коллектив не понимает, тот победы не одержит»(А.С. Макаренко)[20, с.303].

Технические условия отдачи распоряжений

(требований)

«В большинстве случаев бывает так, что достаточно просто выразить решительное, неломающееся, негнущееся требование, чтобы дети вам уступили и поступили так, как вы хотите. Тут есть некоторая доля внушаемости и некоторая доля сознания того, что вы правы. Всё в дальнейшем будет зависеть от вашего интеллекта…»(А.С. Макаренко)[]

ОДНАКО:

“Нельзя предъявлять грубые требования, нелогические, смешные не связанные с требованиями коллектива…

Там, где я не уверен, можно ли потребовать чего-либо, правильно или неправильно, я делал вид, что ничего не вижу. Я ожидал случая, когда и для меня становилось очевидным, и для всякого человека со здравым смыслом становилось ясно, что я прав. В таком случае я предъявлял до конца диктаторские требования, и, так как они казались лучше от такой очевидной правды, я действовал смелее, и ребята понимали, что я прав, и легко мне уступали…»(А.С. Макаренко)[20, с.303].

***

“Я от своего первого коллектива не требовал, чтобы они не крали. Я понимал, что на первых порах не могу убедить их не в чём. Но я требовал, чтобы они вставали, когда нужно, выполняли то, что нужно. Но они воровали, и на это воровство я смотрел до поры до времени сквозь пальцы…»(А.С. Макаренко)[20, с.303].

***

Распоряжение(требование)

  1. Не должно отдаваться со злостью, криком и раздражением, но оно не должно быть похоже на упрашивание.
  2. Оно должно быть посильным для ребёнка, не требовать от него слишком трудного напряжения.
  3. Оно должно быть разумным, т.е. без противоречия здравому смыслу.
  4. Оно не должно противоречить другому распоряжению вашему или другого родителя (воспитателя, представительного органа коллектива).
  5. Если распоряжение отдано, оно должно быть выполнено. (А.С. Макаренко)[20, с.211].

Комментарий составителя.

Следует заметить и особо подчеркнуть, что выполнение распоряжения (п.5) может быть гарантировано только при абсолютно точном выполнении первых четырёх пунктов. В противном случае, нажим в требовании выполнения распоряжений принесёт вред.

Кстати об авторитаризме, о котором идёт много споров.

Существует два вида авторитаризма:

  1. Умный - основанный на глубоком научном знании и здравом смысле. Он при полном соблюдении вышеприведённых «технических условий» приносит пользу в деле воспитания.
  2. Глупый - ни что иное как самодурство. В основе его лежат страхи, истерические установки и проявление других негативных черт личности, как правило, проявление невротическое и бессознательное: человек не ведает, что творит. Приносит безусловный вред в деле воспитания.

***

“Рабов воспитывает…не наказание, а самодурство, не ограниченная ничем беспардонность, позволяющая у нас некоторым педагогам воспитывать хулиганов»(А.С. Макаренко) [17, т.5, с.383].

Вывод: если в вашей школе есть хулиганы, значит там есть и самодурство.

***

“Попробуйте занять такое положение, чтобы можно было попросить среднего пацана сделать что-нибудь «не в службу, а в дружбу». Чтобы он не из боязни перед жестокими карами, перед завучем, дневником и двойкой, а просто так оказал бы вам услугу!

Предрассудок состоит в том, что учитель всегда стремится к лидерству, к доминированию в детском коллективе…

…Многие уверены, что управление поведением воспитанников - это и есть воспитание, сама сущность его…

На самом же деле, чтобы воспитывать, достаточно принимать участие в деятельности и общении детей - в роли советчика ли, равноправного ли партнёра, даже заинтересованного наблюдателя или, разумеется, управляющего. Но последняя позиция остаётся одной из многих возможных» (А.М. Сидоркин)[31, с.37].

***

«Нельзя же допустить, чтобы наши нервы были педагогическим инструментом, нельзя допустить, что мы можем воспитывать детей при помощи наших сердечных мучений, мучений нашей души. Ведь мы же люди, И если во всякой другой специальности можно обойтись без душевных страданий, то надо и у нас это сделать» (А.С. Макаренко)[17, т.5, с.265].

©Клевайчук А.В., "Рабочая пропись творческого учителя", 2009, 2023

Литература

  1. Бернс Д. Хорошее самочувствие. Новая теория настроений.- М.,1995.
  2. Волович М.Б. Математика без перегрузок. - М.: «Просвещение»,1991.
  3. Гальперин П.Я. Формирование умственных действий// В сб. «Хрестоматия по общей психологии». - М., 1981, с. 78-86.
  4. Границкая А.С. Научить думать и действовать. - М.: «Просвещение», 1991.
  5. Грановская Р.М. Элементы практической психологии. - Л.,1988.
  6. Данилова Н.Н., Крылова А.Л. Физиология высшей нервной деятельности. - М.,1989.
  7. Добрович А.Б. Воспитателю о психологии и психогигиене общения. - М.: «Просвещение»,1987.
  8. Елисеев О. П. Конструктивная психология и психодиагностика. - Псков,1994.
  9. Калинина Н.В., Лукьянова М.И. Психолого-педагогические показатели результативности образовательного процесса. - Ульяновск,1998.
  10. Кант И. О педагогике// В сб. Мудрость воспитания. - М.:Педагогика, 1989, с.152.
  11. Коменский Я.-А. Великая дидактика//Избранные пед. соч. - М.,1955, с. 161-376. //В сб. Хрестоматия по истории зарубежной педагогики. - М.: Педагогика,1981.
  12. Корчак Я. Как на самом деле любить ребёнка. - М.: «Педагогика», 1990.
  13. Лабунская Н.А. Учитель в общении// В газ. «После уроков» №15,1996, с.2-7.
  14. Лёгенький Г.И. Цель и способы воспитания. - М.,1990.
  15. Лесгафт П.Ф. Избранные произведения. - М.:"Педаогика",1988.
  16. Лукьянова М.И., Калинина Н.В. Учебная деятельность школьников: сущность и возможности формирования. - Ульяновск,1998.
  17. Макаренко А.С. Сочинения. - М.: Учпедгиз, 1957.
  18. Макаренко А.С. Выступления и статьи по вопросам педагогики и этики. - Соч. т.5, с.454.

19. Макаренко А.С. Избранные педагогические сочинения. - М.,1977.

20. Макаренко А.С. О воспитании. - М.: «Просвещение», 1990.

21. Педагогика: учебник для вузов. - М.: Просвещение,1981.

22. Петровский А.В. Психология воспитания. - М.,1995.

23. Политическая экономия. - М.: Политиздат, 1967.

24. Прайор К. Не рычите на собаку// В журн.: «Наука и жизнь» №8, 1994.

25. Рейнуотер Д. Это в Ваших силах: как стать собственным психотерапевтом. - М.,1992.

26. Рерих Н.К. Светлые Врата. - Новосибирск,1996.

27. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании. - М.: «Владос», 1995.

28. Родчанин Е.Г., Зязюн И.А. Гуманист. Мыслитель. Педагог. Об идеалах В.А. Сухомлинского. - М.: «Педагогика», 1991.

29. Рудестам К. Групповая психотерапия. - М.,1990.

30. Сатир В. Как строить себя и свою семью. - М.,1992.

31. Сидоркин А.М. Парад предрассудков. - М.: «Знание»,1992.

32. Словарь практического психолога. - СПб., 1996.

33. Соловейчик С.Л. Воспитание по Иванову. - М.: «Педагогика», 1989.

34. Сорока-Росинский В.Н. Пед. соч. - М.:"Педагогика", 1991.

35. Спок Б. Ребёнок и уход за ним. - М.,1994.

36. Сухомлинский В.А. Избранные произведения: в 5 т. - Киев, 1979.

37. Томкинс С. Эмоции//В журн.: «Наука и жизнь» №12, 1977.

38. Философский словарь. - М.: Политиздат, 1991.

39. Хэй Л. Целительные силы внутри нас. - М.,1997.

40. Чарели Э. Гимнастика для голоса// В газ.: «АиФ - Здоровье» №22,1994.

41. Шаталов В.Ф. и др. Опорные конспекты по кинематике и динамике. - М.: «Просвещение», 1989.

42. Щерба Н.Н. Кто работает в банке? - СПб.,1996.