Найти в Дзене
Кин-дзен-дзен

Рептилии (2023 г.) криминальный триллер с Бенисио Дель Торо.

Кадр из фильма "Рептилии".
Кадр из фильма "Рептилии".

Очень опасная работа у следователей и детективов, не только из-за угрозы для жизни, а в том смысле, что взяв однажды "след", можно наткнуться на неприглядную картину действительности, причём намного ближе, чем может представиться. Так случилось с детективом Томом Николсом, который на новом месте службы расследует убийство молодой риэлторши. И когда все уверены в раскрытии преступления, история познания близкого круга для Тома только начинается.

Рептилии - дебют клипмейкера Гранта Сингера, который снимал видео для Викенда, Скриллекса, Трэвиса Скотта и многих других. Смена ипостаси с жанра песенного видео на съёмки полнометражных фильмов не редка, взять Дэвида Финчера, например. Это сходство в данном случае уместно и потому, что жанр Рептилий - криминальный триллер. Жанр, в котором Финчер уже может считаться классиком, а его Семь обязательно должен быть выучен наизусть всеми, кто берётся за столь непростую драматургию.

Спустя несколько минут просмотра чувствуется, что режиссёр основательно подошёл к дебюту. Его не смущает длинный кадр угрюмого выражения глаз актёра Дель Торо. Он не скупится на подробности следственного процесса, хотя его как бы и не видно, он не бросается в глаза. Не боится и затянуть ту или иную сцену, поскольку выбранный им темпоритм изначально располагает на промежуточное осмысления происходящего. Короче с чувство и толком. Последнее, наверное, заменила интуиция.

Кадр из фильма "Рептилии".
Кадр из фильма "Рептилии".

Приём, когда кино после часа действия по идее должно завершится, но зрителю дают понять, что шоу только начинается, не нов. В Рептилия он, приём, использован по полному набору средств и на пределе возвожных. Это слегка должно сбить с толку неподготовленного зрителя. Да и насмотренного киномана, в данном случае, собъёт, так как на мгновение может показаться, что преодолев экватор, триллер перекрашивается в полицейскую драму. Но это быстро проходит, и картина быстро становится на крепкие рельсы криминального морока.

Всё, от интерьеров лачуг и богатых гостиных, до звенящего напряжения, всё скрупулёзно исследовано перед тем, как обличить это в сценарий и постановку. Есть интересные, на первый взгляд, мелочи, такие как сон Тома с щелчком затвора, или линейная история через весь фильм с краном с фотоэлементом. Даже эти акценты, микрометафоры, срабатывают нужным образом и общее впечатление открытия новой классики жанра только укрепляется. 

Приятно увидеть красивую Алисию Сильверстоун, которая как жена декабриста точечной но метко помогает своему мужчине, которого играет наш замечательный современник Бенисио Дель Торо. Он очень хорош здесь. Как и Джастин Тимберлейк, который отнюдь не слащавый прощелыга, но матёрый волф с обрюзгшим лицом. Вообще весь актёрский состав на радость любителям кино. Тот же Майкл Питт, 20 лет назад снявшийся у Ханеке, Бертолуччи и Ван Сента как будто утонул в этом густом соцветии имён и снова вынырнул только теперь. 

Кадр из фильма "Рептилии".
Кадр из фильма "Рептилии".

Кино завораживает как змеиная кожа, которую находит та самая риэлторша, с подобным принтом татуировки вдоль позвоночника, тоже, кстати, хорошее иносказание, которое не сразу читается. Поклонникам жанра стопроцентно понравится, остальным тоже не помешает в очередной раз напомнить о старой истине - "не говори другу то, что не рассказал бы и врагу". И речь в Рептилиях не о предательстве по большому счету, а о разочаровании человека от разрушения собственных закоренелых представлений о добре и зле, о морали и нравственности, законы которых складывались всю жизнь десятилетиями и оголтело разбились близкими людьми. 

Штучная работа. Сингер теперь взвалил на себя эту ношу ответственности, как Финчер с Семь 25 лет назад. Будем и за ним теперь следить.