Найти тему
Akal Taran

История происхождения шабда DHAN DHAN RAM DAS GUR

©️ материал переведён и подготовлен Akal Taran

Первому Гуру сикхов, Гуру Нанаку, служил замечательный музыкант по имени Мардана. Он долгие годы играл во время исполнения священных текстов Гуру. После смерти Марданы его место заняли два молодых талантливых музыканта Балванд и Сатта. Они стали очень известны при дворе Гуру. Они служили Гуру Нанаку, после него Гуру Ангаду, второму Гуру, затем Гуру Амар Дасу, третьему Гуру, затем Гуру Рам Дасу, четвёртому Гуру и, наконец, пятому Гуру, Гуру Арджан Деву.

Когда посетители приходили к Гуру, они по традиции делали ему подношение. Если музыканты играли очень хорошо, обогащая медитативный опыт присутствующих, посетители могли сделать подношение и им. Так музыканты получали вознаграждение за свои усилия.

У Сатты была внучка, которая хотела выйти замуж. Семье требовалась большая сумма денег, чтобы оплатить все приготовления к свадьбе, и музыканты обратились с этим к Гуру Арджану.

Гуру Арджан лишь недавно стал Гуру. Этому предшествовал период некоторого замешательства и интриг, связанных с его старшим братом, Прити Чандом, который считал, что именно он должен был стать следующим Гуру. Из-за этой путаницы к Гуру Арджану поначалу приходило мало посетителей, и денег у него оказалось не так много. Гуру отдал музыкантам всё, что мог, но им этого показалось недостаточно. Они стали очень злыми и опустились на духовную стадию, которая называется «Шакти Пад», – время сложнейшего вызова своим высшим обязательствам и противостояния своему эго.

Музыканты начали думать, что именно ради них люди приходили ко двору Гуру. Они начали считать себя важнее Гуру, и решили больше не играть музыку при дворе. Даже когда сам Гуру Арджан попросил их вернуться, они не изменили своего решения. Музыканты начали критиковать и принижать всех Гуру, которым служили.

Гуру Арджан сказал, что он спокойно выслушивает критику в свой адрес, но не потерпит критику в адрес своего Гуру, Гуру Рам Даса, и, как следствие, Гуру Нанака, и музыкантам запретили когда-либо появляться при дворе. Гуру Арджан сказал, что если кто-то будет возражать против этого решения, ему измажут лицо углём, и провезут по городу задом наперёд верхом на осле.

Изгнание Балванда и Сатты стало большой потерей, так как мало кто мог исполнять музыку с таким же мастерством. Гуру Арджан постановил, что его сикхи должны изучать теорию и практику музыкального искусства и начал обучать их Каури Крие, медитативной практике, которая включает пение 19-нотной гаммы. Кроме того, Гуру Арджан посоветовал своим сикхам больше не зависеть от профессиональных музыкантов, а прибегать к помощи музыкантов-добровольцев (раги). Он также чётко определил качества, которые должен проявлять каждый Раги: ясность ума и сердечная преданность Богу; отсутствие привязанности к Майе и стремления охотиться за деньгами; наличие пяти добродетелей: Истины, Умения довольствоваться тем, что есть, Веры, Сострадания и Терпения; свобода от гордыни и лицемерия, и другие.

Ситуация при дворе Гуру стабилизировалась, за его благословением приходило всё больше и больше посетителей… Внучка Сатты (та самая, что должна была выйти замуж) начала говорить дедушке, что они с Балвандом совершили большую ошибку, что им не следовало покидать двор Гуру и поворачиваться к нему спиной. Постепенно Балванд и Сатта начли понимать, что это было проверкой их приверженности Духовному пути. И благодаря этому осознанию у них началось духовное пробуждение.

У Балванда и Сатты вновь появилось желание находиться в присутствии Гуру. Они использовали его как вдохновение для сочинения прекрасного сборника духовных текстов «Balwand di Var», в которых они рассказывали, как сильно чтят и любят всех пятерых Гуру, которым служили. Шабд «Dhan Dhan Ram Das Gur» является частью этого сборника.

Но на них всё ещё действовал запрет Гуру Арджана появляться при дворе. Поэтому они заручились помощью одного мудрого сикха из Лахора, который проявил сострадание и сочувствие их ситуации. Он измазал своё лицо углём и проехал на осле задом наперёд через весь город, направляясь к Гуру. Увидев крайнюю степень смирения мудрого сикха, Гуру Арджан разрешил Балванду и Сатте вернуться ко двору.

Музыканты исполнили своё новое сочинение в честь пяти гуру, которым они служили. Гуру Арджан был настолько восхищен их духовной трансформацией и текстами, которые они представили, что от всей души приветствовал их возвращение. Исполненные тексты были настолько возвышающими, что Гуру Арджан решил включить их в Ади Грантх – огромный сборник, который он составлял из лучших духовных текстов того времени, собранных из всех традиций.

Хотя Балванд и Сатта имели скромное происхождение и не были признаны божественными существами, их личная трансформация была настолько глубокой, что предложенные ими тексты немедленно сочли достойными для включения в то, что позже стало Сири Гуру Грантх Сахиб – живым Гуру всех сикхов. Это был первый случай, когда в такой сборник были включены тексты, написанные людьми, которые не являлись общепризнанными святыми или мудрецами.

На протяжении более 400 лет шабд Dhan Dhan Ram Das Gur поют как минимум один раз в день в Золотом храме в Амритсаре. Существует множество историй о том, как чтение этого шабда чудесным образом помогало разрешить, казалось бы, безнадёжные ситуации.
Йоги Бхаджан оставил нам особую садхану ко дню рождения Гуру Рам Даса. С 28 сентября по 8 октября, за 11 дней до дня рождения Гуру, мы ежедневно повторяем шабд Dhan Dhan Ram Das Gur в течение 11-31 минуты. А 9 октября, когда мы празднуем рождение Гуру Рам Даса, проводится особая садхана, во время которой шабд Dhan Dhan Ram Das Gur читается в течение 2,5 часов в часы Амрит Вела.
Йоги Бхаджан сказал, что это самое мощное время для исполнения молитв. Это время великого благословения.