В свое время я избежал чтения бестселлера Патрика Зюскинда и потому оказался избавлен от сравнений фильма с литературным первоисточником — сравнений совершенно необязательных, но, как правило, выскакивающих у зрителя поневоле.
Картина у Тома Тыквера получилась вполне в духе нашего времени: красочная, широкоэкранная, продолжительностью более 2-х часов, с голыми телами, извращенным сознанием главного героя и преступлениями на почве зашедшей куда-то не туда страсти.
Но фактически, эта костюмная мелодрама с криминальным уклоном — посвящена навязчивому вопросу, всегда возникающему при столкновении с гениальностью: насколько гений и его гениальные произведения выше общественной морали, да и вообще, коррелируют ли с ней хоть как-нибудь? Ответ дается почти однозначный: "типа, да". Потому что в конечном итоге "искусство принадлежит народу". Таким образом, сотни жителей города Граса в полной мере насладились творчеством парфюмера Гренуя, угробившего на свои духи всего-то полтора десятка молодых девиц.
Как и любой гений, Гренуй чудаковат, в данном случае даже нравственно дефективен. Но в отличие от просто талантливого нюхача, живуч и предельно целеустремлен, и именно засчет своей целеустремленности развивает талант до подлинных высот мастерства. По большому счету, Гренуй — стандартный типаж, гений-клише. В молодые годы полюбив с первого нюха девушку, он, вместо того, чтобы с ней замутить, попытался сберечь ее запах на года. По неумению запах был утерян, и получивший чувствительный удар по органам обоняния чудак-человек положил всю свою дальнейшую жизнь на то, чтобы избежать подобных казусов в дальнейшем.
И только умиротворенный вид совокупляющихся сотен людей, очарованных его духами, показал Греную ошибочность выбранного им пути. Зачем убивать девушек — когда можно с ними спать! Вот и получается, что все его старания оказались на деле всего лишь сублимацией. Что ж поделать, гений на то и гений, чтобы находиться в стороне от большинства людей и выбранной ими линии развития.
Рассказ о жизни парфюмера Гренуя ведется Томом Тыквером без лишней суеты, но и абсолютно "без огонька". Фильм о гении, но сам фильм лишен признаков гениальности. Нейтральное кино, космополитичное, практически научно-популярное, из серии "жизнь замечательных людей". Сказать о нем, по гамбургскому счету, нечего.
Конечно, виды грязных улочек средневекового городка способны вызвать особый интерес у любителей костюмированного кино, а лаборатория, заставленная колбами, ретортами и перегонными аппаратами, вызовет особый трепет у алкоголиков ценителей историй про алхимиков, но при всей яркой зрелищности фильма Том Тыквер выглядит скорее подмастерьем, нежели мастером, — слишком уж бережливо, как будто даже с опаской и оглядкой, а от того нерасторопно, строит он окружающий Гренуя мир.
Оценка: 5,5 из 10.
Режиссер: Том Тыквер.
Cценарий: Эндрю Биркин, Бернд Эйнчингер, Том Тыквер (по роману Патрика Зюскинда).
Оператор: Фрэнк Грибе.
Композиторы: Рейнхольд Хейл, Джонни Климек, Том Тыквер.
В главных ролях: Бен Уилшоу.
В ролях: Дастин Хоффман, Алан Рикман.
Интересные факты о фильме:
- Поставил рекорд как самый дорогой германский фильм за всю историю (60 миллионов евро).
- В течение многих лет Патрик Зюскинд отказывал продюсеру Бернду Эйчингеру в приобретении прав на экранизацию романа. Лишь в 2001 году стороны смогли договориться. Цена вопроса — 10 миллионов евро.
- В разное время роман хотели экранизировать Мартин Скорсезе, Милош Форман и Стенли Кубрик. После приобретения прав на экранизацию в режиссерском кресле могли оказаться Тим Бартон и Ридли Скотт.
📕 Купить роман П. Зюскинда "Парфюмер: История одного убийцы" в "Лабиринте":
Читайте также на моем канале: