Найти тему
JAZZIST

Альбом дня: Chris Speed Trio «Despite Obstacles» (Intakt, 2023)

⭐⭐⭐⭐

(Рейтинг: 4 из 5)

Давненько я не слышал Криса Спида. Когда-то, в конце 90-х, я больше всего любил музыку нью-йоркского даунтауна, в ней — продукцию продвигавшего эту музыку лейбла Knitting Factory Records, а уж в каталоге Knitting Factory особенно выделял работы молодой амбициозной группы Pachora, виртуозно соединявшей свободный джаз с балканским и ближневосточным фольклором. С удовольствием писал я тогда об их альбомах и о самой группе, и важное место в этих текстах принадлежало игравшему в ней молодому музыканту из Сиэттла Крису Спиду.

Приступая к обстоятельному знакомству со свежим альбомом нынешнего трио Криса Спида, я решил, что небольшой отрывок из старой статьи о Pachora будет и сегодня небезынтересен тем, кто захочет получше узнать бэкграунд Криса: «Саксофонист и кларнетист Спид — наиболее эрудированный член квартета, музыкант с ярким композиционным мышлением и один из основных авторов музыки для Pachora. Еще в 1994 году он получил грант от бостонской Консерватории Новой Англии за свою сюиту, посвященную Альберту Айлеру. Но его страсть — это не только фри-джаз, но и восточноевропейский, особенно балканский, фольклор, и именно в рамках Pachora он получил возможность соединить оба своих увлечения. Но Крис работает не только в этих рамках. Он выступает и записывается с целым рядом авангардных коллективов: Bloodcount Тима Берна, квинтет Майры Мелфорд, септет Джеймса Эмери. Спид сотрудничал и с такими звездами, как Джон Зорн и Энтони Брэкстон. Есть у него уже и один сольный альбом — “Yeah No” на лейбле Songlines. Интересно, что в то время как в других проектах он широко пользуется и тенор-, и альт-саксофонами, для Pachora Крис играет только на кларнете, стремясь к аутентичному фольклорному звучанию».

Что же, с тех пор прошло почти четверть века. За это время дискография Спида разрослась до очень внушительных размеров. Он работал с самыми разными коллективами (пожалуй, больше других с The Claudia Quintet), преимущественно не связанными с мейнстримным джазом. В 2021 году Крис вошел в обновленный состав известного коллектива The Bad Plus и уже успел поучаствовать в записи его альбома 2022 года. А вот с одним из основателей The Bad Plus, барабанщиком Дэйвом Кингом, и молодым басистом Крисом Тордини, Спид еще в 2017 году организовал трио, до сих пор отметившееся альбомами «Platinum on Tap» (Intakt, 2017) и «Respect for Your Toughness» (Intakt, 2019). «DespiteObstacles», выпущенный тем же лейблом и записанный преимущественно весной и летом 2022 года, — третий альбом этого коллектива.

Создавая трио, Крис Спид объяснял свои мотивы так: «Основой идеей трио было исполнение музыки, более ориентированной на свинг, в рамках, характерных для мира джазовых трио». Признаться, прочитав эти строки, я несколько загрустил: неужто Спид теперь обратился к стандартному мейнстриму? Прослушивание «Despite Obstacles» сомнения развеяли: это не так. Или, по крайней мере, не совсем так. Выдумщику с богатой фантазией Крису Спиду было бы просто неинтересно играть чистый мейнстрим. Что же, в таком случае, представляет из себя «Despite Obstacles»?

Все восемь композиций альбома — авторская музыка Криса Спида. Мощно и разнообразно играет Кинг: если вам покажется, что отдельные фрагменты близки к рок-музыке, то виноват тут прежде всего он, Дэйв Кинг, съевший зубы на рок-аллюзиях еще со времен первого состава The Bad Plus. На месте и Тардини, ничуть не тушующийся рядом с именитыми коллегами. Его контрабас точно и грамотно держит ритм. Возможно, не больше. Но и не меньше. А царит в музыке трио всё же лидер, Крис Спид. Он работает преимущественно на тенор-саксофоне, но не забыт и любимый со времен Pachora кларнет — например, в «Amos». Уже со стартовой композиции «Advil» становится понятным основной принцип игры нынешнего Спида. Начинается всё со сравнительно простой темы, которую Крис неторопливо (особо быстрые темпы у него не в чести) и скрупулезно обрабатывает, уносясь на крыльях импровизации довольно далеко от основы, но неизменно к ней возвращаясь. Его тенор нигде не заходится в пароксизме эмоций, нигде техника звукоизвлечения не становится самоцелью. Спид — художник-исследователь, разворачивающий развитие то в одном, то в другом направлении, стремясь выявить все скрытые возможности каждой композиции.

Иногда, например в «Sunset Park in July», этакой квазибалладе, он акцентирует романтическое начало, и результат более предсказуем, но в большинстве треков — том же «Advil», «Uncomfortable Truths»или «Lone Satellite» — за поворотами музыки Спида следишь завороженно, как дети за флейтой гамельнского крысолова — правда, с гораздо более приятными последствиями. Крис Спид — это, конечно же, добрый волшебник, благодаря которому горизонты наших представлений о джазе только расширяются.

Слушать на Apple Music | BandcampYouTube Music