Согласитесь, очень актуальный вопрос в наш век интернета, гаджетов и компьютерных игр. Нам, взрослым, придется потрудиться, чтобы предложить подрастающему поколению достойную замену такому притягательному виртуальному миру.
С чего следует начать?
В первую очередь, постараемся понять, что интересно ребенку. Если мы работаем с группой, то что интересно большинству. Для чего нам эта информация? Чтобы выбрать тему будущих проектов. Тему, откликающуюся ребятам. Подростков, которые интересуются спортом, вряд ли увлечет историческая тематика или животный мир. А наша задача — именно увлечь!
Шаг первый: Снимаем
Чтобы ребятам было интересно, назовем это игрой. Игрой в кино. Постараемся достоверно отыграть киносъемочный процесс.
- Распределяем роли: Кто будет режиссером, сценаристом, оператором? Кто хочет быть актером? Любителям оставаться в тени можно поручить костюмы и декорации.
- Выбираем произведение: На первый раз чем проще, тем лучше. Главное, чтобы оно было интересно ребятам.
- Определяемся с жанром: Будет ли это буктрейлер (видеоролик, в котором в произвольной форме рассказывается о произведении)? Или мы экранизируем отрывок произведения? Или это будет документальное кино? Вариантов бесчисленное множество! Пусть ребята выберут сами.
Далее следует работа над сценарием, выбор локации, и наконец, съемка. Процесс трудный, но увлекательный и незабываемый! Очень важно, чтобы на всех его этапах участники почувствовали себя частью одной команды, научились распределять обязанности, и не стеснялись привносить свои идеи.
Кстати, именно те произведения, которые мы с учениками экранизируем в школе, запоминаются надолго. В них ребята, действительно, погружаются: внимательно прочитывают, стараются осмыслить.
Шаг второй: Сопоставляем
Подростки — любители и даже мастера критиковать. Эту их возрастную особенность можно направить в созидательное русло. Поскольку первый опыт съемок у них уже есть, «в шкуре кинодеятелей» они побывали, переходим к следующей роли. Роли кинокритика. Только сразу нужно оговориться, что наши кинокритики, в основном, будут сопоставлять книгу и снятый по ней фильм. Для этого как минимум нужно ознакомиться и с тем, и с другим. Первое время ребятам можно помочь, натолкнуть на мысль вопросами: какую мысль, по-твоему, хотел донести автор произведения? а какую режиссер? какими приемами они реализовывали свой замысел? чья точка зрения тебе ближе? А дальше шестеренки закрутятся, и их будет не остановить!
Шаг третий: Спорим
Еще одна возрастная особенность подростков - любовь к спорам, тоже может сыграть нам на руку. Любителей «ломать копья» собираем в книжный дискуссионный клуб.
У нас в школе это явление носило несколько стихийный характер. Часто ребятам на дом задаю подготовить устный развернутый ответ-рассуждение по произведению. Во время ответа выяснялось, что мнения разошлись. Завязывался высокоинтеллектуальный спор. Ученики с жаром отстаивали свою позицию, старались ее аргументировать. И как бы не подгоняла программа, этот процесс я никогда не прерывала. Поразительное зрелище - подростки, задетые за живое художественным произведением, высказывают свои мысли, приводят в качестве доказательства выдержки из текста. Это было замечательно!
В прошлом учебном году мы попытались все это более менее организовать. Выделили время из учебного процесса для книжного клуба, договорились с местной библиотекой о визитах, накидали с ребятами примерные списки книг. Встречи клуба было решено проводить раз в две недели, дети как раз успевали прочитать несколько глав. Кто-то умудрялся прочесть книгу целиком. Больше внимания стали уделять биографиям авторов. Ребята готовили по ним доклады, соревновались — кто больше интересной информации найдет.
Однако постепенно дискуссионность из клуба испарилась. Идти по заготовленным спискам ученикам было скучновато, а поскольку мы — за увлеченность, то списки были отброшены. Теперь ребята сами выбирали книги в библиотеке, читали, готовили творческие отзывы на прочитанную книгу, рекомендовали или не рекомендовали товарищам.
Надеюсь, наш с ребятами опыт будет вам полезен!