Уверена, что если спросить жителей и гостей города на Неве - "что для Вас является символом Санкт-петербурга?!", то кто-то вспомнит про Зимний дворец или ростральные колонны на Стрелке Василевского острова, Смольный собор, атлантов Эрмитажа или даже котов Эрмитажа 😺... А кто-то отметит Дворцовую площадь, квадригу арки здания Главного штаба или... Александрийский столп (Александровскую колонну).
Колонна высотой в 47,5 метров в 1834 году стала подарком городу от императора Николая I в память о победе его старшего брата императора Александра I в войне над Наполеоном.
Но изначально, в 1829 году был объявлено о проведении открытого конкурса на создание монумента. Первым откликнулся Монферран с идеей возведения гранитного обелиска, подобного древнеегипетским обелискам на гранитном цоколе.
Ствол колонны выполнен из монолита, цельного гранита (612 тонн), добытого в Пютерлакской каменоломне, которая находилась в Выборгской губернии (сейчас территория Финляндии). Тут же были вырублены камни для фундамента памятника и большой камень под пьедестал (более 400 тонн).
Пьедестал предстояло украсить:
- эскизные рисунки, главной темой которых стало прославление победы русского оружия и символизм отваги российской армии, были выполнены Монферраном, многие отмечали, что его рисунки для барельефов и бронзовых украшений отличались «чёткостью, уверенностью линий и тщательностью прорисовки деталей».
- группой художников были выполнены картоны для барельефов в натуральную величину.
скульпторы подготовили слепки барельефов для отливки, а также модели двуглавых орлов, базы, гирлянд и других украшений.
Аллегорические крылатые женские фигуры держат прямоугольную доску, на которой гражданским шрифтом надпись: «Александру Первому благодарная Россия».
Обратите внимание, наверху пьедестала, вокруг колонны дубовый венок, спадающие дубовые гирлянды, которые держат в лапах двуглавые орлы
Бронзовые барельефы были отлитыми на заводе Ч. Берда в 1833-1834 годах.
В барельефы включены изображения древнерусских кольчуг, шишаков и щитов, хранящихся в Оружейной палате в Москве, в том числе шлемы, приписываемые Александру Невскому и Ермаку, а также броня XVII века царя Алексея Михайловича
Завершить колонну планировалось фигурой статуи. Но вот какой? Были предложены варианты... Крест, обвиваемый змеёй в целях скрытия элементов крепежа; Кроме того, скульпторами Академии художеств предлагались несколько варианты композиций фигур ангелов и добродетелей с крестом; фигура святого князя Александра Невского...
В итоге искали, думали и выбирали аж с 1830 года, а к исполнению была принята фигура ангела с крестом (а знали ли вы, что семейным прозвищем Александра I было «наш Ангел»?!), согласно пожеланию императора Николая I, обращённая к Зимнему дворцу, выполненная скульптором Борисом Ивановичем Орловским (при рождении Смирновым, 1793-1837гг.).
Ангел крестом попирает змея, что символизирует мир и покой, которые принесла в Европу Россия, одержав победу над наполеоновскими войсками.
Крест высотой в 6,4 метра (3 сажени) придерживает ангел, высота фигуры которого составляет - 4,26 метра (2 сажени). Из интересного, оказалось, ангел держится на высоте за счёт собственного веса (никаких стержней дополнительной опоры нет)...
Получилось очень душевно!
Делитесь в комментариях - для Вас что является символом Петербурга?! 😉
Подписывайтесь на канал, чтобы не пропустить новые истории!
Вам интересно будет прочесть про:
#петербург #спб #история #архитектура #символ #город_на_неве #романовы #александр I #столп #колонна #монферран #проект #город