Найти в Дзене

Мария Якунчикова-Вебер: женское лицо русского модерна

История не знает (или не может в себя вместить) имен многих и многих талантливых художников и особенно художниц. В этом тексте я хочу рассказать про Мария Якунчикову-Вебер — художницу, про которую все вспомнили во время ее масштабной личной выставки в Третьяковской галерее в 2020-2021 годах. Сейчас научный интерес к ней незаслуженно угас, как это часто случается с женщинами из мира искусства XIX века (смотрите сами — меньше полутора страниц на Google Scholar — преступно мало).

Мария Васильевна Якунчикова-Вебер (1870-1902) — русская художница, график и вышивальщица. Она родилась в богатой московской купеческой семье, имевшей обширные связи в мире искусства, музыки и театра. Ее отец был основателем Московской консерватории, страстным скрипачом-любителем и организатором музыкальных вечеров в семейном доме на Средней Кисловке. Ее мать, Зинаида Николаевна, была талантливой пианисткой и потомком семьи Мамонтовых, известной своим покровительством искусству. Сестра Зинаиды Якунчиковой Вера была замужем за коллекционером Павлом Третьяковым. Первая жена Василия Якунчикова, Екатерина Владимировна, приходилась теткой режиссеру Станиславскому. Сводная сестра Марии Якунчиковой Наталья была замужем за пейзажистом Василием Поленовым.

Мария Якунчикова-Вебер. Непоправимое (L’Irreparable). 1893–1894. Цветная акватинта. ГТГ.
Мария Якунчикова-Вебер. Непоправимое (L’Irreparable). 1893–1894. Цветная акватинта. ГТГ.


Как можно понять, Якунчикова с рождения была погружена в мир искусства, и часто встречалась с абрамцевскими художниками, особенно со своей учительницей Еленой Поленовой, чьи идеи о возрождении традиционных ремесел вдохновили Марию на вышивание и создание декоративных работ. В ее творчестве органично переплетаются модерн, символизм и элементы экспрессионизма с поисками национальной формы.

За свою недолгую жизнь Якунчикова успела создать значительное количество произведений. Вектор ее творческой эволюции двигался от реалистического, натуралистического метода к современности и символизму, от станкового искусства к созданию декоративных панно посредством уникальной техники офорта. Якунчикова выставлялась в России и Европе, ее работы воспроизводились в крупных художественных изданиях, а ее эскиз лебедя использовался на обложке нескольких номеров журнала «Мир искусства».

Мария Якунчикова-Вебер. Обложка журнала «Мир искусства». 1898. Бумага серая, акварель, гуашь, золотая краска. ГТГ.
Мария Якунчикова-Вебер. Обложка журнала «Мир искусства». 1898. Бумага серая, акварель, гуашь, золотая краска. ГТГ.



Увидев ее цветные офорты, я была сильно впечатлена самостоятельностью ее художественного стиля. Мне сразу захотелось поделиться с вами некоторыми из ее работ.

Мария Якунчикова-Вебер. Радуга. Первая половина 1890-х. Цветной вариант композиции «Недостижимое». Бумага, цветной офорт. 58 x 44. Частное собрание
Мария Якунчикова-Вебер. Радуга. Первая половина 1890-х. Цветной вариант композиции «Недостижимое». Бумага, цветной офорт. 58 x 44. Частное собрание

Мария Якунчикова-Вебер. Смерть и цветы (Череп на темно-зеленом фоне с розовыми и белыми цветами) 1893-1895 г. Офорт. Музей-заповедник В.Д. Поленова
Мария Якунчикова-Вебер. Смерть и цветы (Череп на темно-зеленом фоне с розовыми и белыми цветами) 1893-1895 г. Офорт. Музей-заповедник В.Д. Поленова

Якунчикова-Вебер М. В. Страх. 1894. ГТГ
Якунчикова-Вебер М. В. Страх. 1894. ГТГ

Материал подготовлен Вероникой Никифоровой

Понравился текст? Поддержите нас лайком ❤️
Подпишитесь, чтобы не пропускать новые посты❗️

Больше интересных материалов -
в нашем телеграме