Совсем по-другому ощущаются события, если ты раньше эти места видел собственными глазами. Я побывал и в Иерусалиме, и в Палестине и описываю свои ощущения. О том, что такое агрессивный маркетинг по-арабски и как жить в ощущении постоянного страха.
Как кошка с собакой
Кто был на отдыхе в египетском Шарм-эль-Шейхе, наверняка ездил и в Израиль. На экскурсию. Там не далеко. А заодно раньше можно было посетить и город Вифлеем, который расположен в Палестине. Со мной, по крайней мере случалось именно так. И я видел так называемую стену отчуждения, которая разделяет Израиль и Палестину и проходил через эту границу.
Что характерно, мы до границы с Израилем приехали на одном автобусе, а после прохождения сели в другой автобус, где у нас был отдельный новый гид и новый водитель. Которые живут уже с палестинской стороны.
Меня тогда поразило несколько вещей. Обычно в новом месте я стараюсь общаться с местными жителями, чтобы понять колорит местности. Ну и в Иерусалиме я познакомился с одним бизнесменом с именем Иван, который жил в России, но уже лет 10 лет работает в Израиле. И он жаловался, что город находится как на пороховой бочке. То есть вроде бы всё спокойно, никаких прилётов нет. Но ожидание трагедии-оно витает в воздухе.
Он жаловался, что из-за этого инвестиционный климат довольно мрачный. Не каждый бизнес готов был вложиться в израильские компании на тот момент. Именно из-за нестабильной политической обстановки Меня это тогда удивило, как можно жить с постоянным чувством страха.
И, конечно, меня поразил мусульманский квартал старого города Харат-аль-Муслимин и мечеть Аль-Акса. Она является третей по значимости для мусульман.
Это, наверное, всё равно как многих в Казани на территории кремля поражает существование христианской церкви и мусульманской мечети. Ну ладно, мы живём мирно. В Иерусалиме постоянное недопонимание между евреями и арабами. Тем не менее, всё это существует на одной земле. Все эти реликвии и непримиримые религии. Город как-то внутри уживается со всем этим. Иерусалим, в этом аспекте в том числе очень уникальный город.
Агрессивный маркетинг по-арабски
Палестина тоже удивила. Прежде всего своей плотной застройкой. По пути увидели город, который заканчивается, а через улицу начинается уже другой город. То есть расстояние между ними максимально минимальное.
Я в детстве очень любил телевизор, а тогда по нему в «Международной панораме» показывали, что в Палестине постоянно что-то происходило, обстановка там была накалена. И ехал я в это место с небольшой опаской. Что и подтвердили определённые обстоятельства.
Приехали мы, естественно, к храму Рождение Господня. По легенде, именно тут находилась пещера, где родился мой бог. Потом на этом месте воздвигли базилику. Тоже уникальные впечатления, но речь сейчас не об этом.
Непонятно, каким образом храм уцелел на земле Палестины. Я не думаю, что азербайджанцы, к примеру, будут сохранять реликвии армян на новообретенной земле. Здесь же храм Рождения Господня является местом половничества.
У нас оставалось какое-то время. Я решил не проводить его в сувенирных лавках, где тебя втюривали вещи в несколько раз дороже их изначальной стоимости. А решил прогуляться несколько кварталов от базилики. Иду и никого не трогаю, как вдруг с одной стороны идут два больших крепких высоких парня, и с другой стороны ко мне идут таких же 2 больших и высоких парня. Чувствую они меня хотят немножечко окружить. Мысленно попрощался со своими немногочисленными долларами и фунтами.
Парни меня окружают. И неожиданно один из них на ломанном английском спрашивает: "Купи кукурузу! Такого агрессивного маркетинга я не ожидал. И купил, по-моему, сразу два початка. Памятуя о помощи палестинскому народу еще с советских времен.
В итоге ничего страшного со мной не произошло.
Если в кране нет воды…
Там же я познакомился с одной украинкой, которая каким-то образом не помню, каким вышла замуж за палестинца. И она очень негативно отзывалась об Израиле. Не в том плане, что постоянная угроза обстрела с их стороны, хотя и это тоже существовало. Она говорила, что не все здесь исповедуют ценности ХАМАСа. Что многие просто хотят жить мирно. В нормальных человеческих условиях.
Но из-за действий радикальных исламистов чаще страдают мирные жители. Страна живет бедно. Работы мало. Денег, соответственно, тоже. Во многом Сектор Газа зависит от Израиля. Евреи снабжают территорию водой и электричеством. И часто израильтяне не дают палестинцам выезжать за пределы своей непризнанной страны, затягивая с выдачей разрешительных документов. А если ты гражданка другого государства, но живешь в Палестине, тебе тоже нужно пройти семь кругов ада, чтобы получить разрешение на выезд опять таки же из Израиля, потому что в Палестине никаких аэропортов международного формата не существует.
Удивительное место, где люди, по сути, ненавидят друг друга, пытаются выжить на одной территории. И вот опасение Ивана все-таки сбылись...
Интересно, как сейчас поживает базилика Христа? И как скоро можно будет попасть в Сектор газа? обычному туристу и не на танке?
Не ешьте с ножа и ставьте лайки.