Найти тему
илоитл

Пятьдесят коронных приемов практической софистики

1. Упрощайте проблему.

Наиболее действенные приемы практической софистики основывается на несовершенстве чело­веческой природы. Люди не любят идей, которые взрывают их устоявшуюся картину мира, они пред­почитают, чтобы мир оставался стабильным и про­стым для понимания.

Играйте на народной психологии - упрощайте проблему. Черное или белое, и никаких оттенков серого!

Контрмера.

Напомните оппоненту, что «простые» реше­ния свойственны «шариковым», не осознающим их возможных катастрофических последствий.

2. Ставьте вопрос «или-или».

Для большинства людей мир дихотомичен: есть добро, и есть зло; есть справедливое, и есть неспра­ведливое; есть черное, и есть белое; есть совы, и есть жаворонки. Не стоит разрушать эту картину мира. Работайте в этих категориях - и это позво­лит вам четче очертить свою позицию и сделать ее удобнее для понимания.

Покажите, что существует только два варианта развития событий или решения какой-либо про­блемы - либо А, либо Б.

Сведение сложной проблемы к несложной ди­лемме сужает пространство возможных решений для аудитории, на которую вы работаете. С этой позиции вы можете сделать уязвимой сложную, изощренную и совершенно непонятную для наро­да аргументацию своего соперника.

Контрмера.

Подловите оппонента на недопустимом упро­щении сложной проблемы и продемонстрируйте весь спектр ее возможных решений.

3. Доводите до абсурда.

Свести к абсурду можно абсолютно любой до­вод соперника.

- Зачем вы облили своего собеседника соком?

-А что, мне надо было на колени перед ним встать?

Прочие варианты реакции на действия контра­гента, как мы видим, здесь даже не предусматрива­ются.

Контрмера.

Укажите на предельное упрощение оппонентом порядка вещей, на ущербность его поляризован­ной системы мировоззрения. Продемонстрируйте весь спектр альтернатив заявленному тезису.

4. Найдите «козла отпущения».

Когда человек не знает, «что делать», он ищет ответ на вопрос «кто виноват?» «Виноватый» на­значается козлом отпущения, на которого можно свалить вину за все неудачи.

Контрмера.

Искать козлов отпущения свойственно лишь не­далеким людям - заявите об этом прямо. Доведите положение оппонента до абсурда: «Ну, конечно, куришь, пьешь и не женат - это Пуйло виноват!»

5. Используйте двойные стандарты.

Для поляризованного сознания «свои» всегда хорошие, а «чужие» - абсолютное зло. Отсюда и двойные стандарты в интерпретации их действий.

В противостоянии «своих» и «чужих» зай­мите четкую позицию; истолковывайте действия противоположной стороны однозначно негатив­но. На войне мировоззрений истина не может быть «посередине».

Контрмера.

Столкнувшись с применением двойных стандар­тов противоборствующей стороной, настаивайте на собственных формулировках и интерпретациях фактов, не допуская никаких компромиссов. Ука­жите на противоречия в понятийной базе оппо­нентов.

6. Выдавайте желаемое за действительное.

Констатируйте нужное вам положение вещей как уже свершившийся факт, который аудитории нужно принять без обсуждения, без взвешивания всех «за» и «против». Помните, что идея, кото­рая предполагает разнотолки, лишается убедитель­ности.

Большинство людей мыслят стереотипами: «Нет дыма без огня», «Люди врать не будут». Чувствовать себя «белой вороной», оторванной от коллектива и имеющей отличное от всех мнение, не любит никто. В результате ему ничего не оста­нется, как присоединиться к мнению, «разделяе­мому всеми».

Контрмера.

Покажите вашим соперникам жесткую действи­тельность, обратите их к реальным цифрам и фак­там.

7. Обобщайте, или «Все ненавидят Познера».

Людям свойственно обобщать - это экономит мышление. Вот почему суждения, верные лишь для частных случаев, выглядят для большинства людей как абсолютные истины.

Не бойтесь широких обобщений! Они позволя­ют сделать тезис более удобным для потребления, преподнести его более выпукло и решительно.

Контрмера.

Попробуйте вывернуть суждение соперника наизнанку, но с некоторыми оговорками, которые позволят вам продемонстрировать свою осведом­ленность.

Приведите пример, опровергающий тезис оппо­нента.

Продемонстрируйте, что неправомерные обоб­щения касаются и вашего противника.

8. Ловите на обобщениях.

Противоположный по форме, но сходный по сути прием: опровержение суждения о частном случае как общей закономерности.

Изменив акценты в высказывании, вы выбили опору из-под аргументации оппонента.

Контрмера. Заявите, что ничего обобщать вы не собирались.

9. Выявляйте скрытые связи.

Прием основан на человеческой склонности ви­деть нерушимую связь между вещами или явления­ми, которые находятся вблизи друг от друга или хотя бы в чем-то схожи.

Ведь совпадений не бывает, не правда ли?

На установлении ассоциаций по смежности строится вся наука конспирология, которая учит искать закономерности в любых совпадениях и объявлять их признаками мирового заговора.

Контрмера.

Четко и терпеливо разъясните свою позицию - с чем вы согласны, с чем не согласны, что вы поддер­живаете, а что нет. Спросите у оппонента, дошла ли до него эта информация или надо повторить еще пару раз?

Обвините оппонента в паранойе, доведите его тезис до абсурда.

10. Проводите вольные аналогии.

Аналогия - один из главных инструментов по­знания, один из основных навыков мышления. Встречаясь с чем-то новым, люди стараются найти ему место в своей картине мира, находя в нем сход­ство с уже известным. Помогите им это сделать.

Люди любят аналогии, они делают мир понят­ным и дают огромную экономию интеллектуаль­ных усилий. В самом деле, провести аналогию с чем-то уже знакомым, гораздо проще, чем изучить и осмыслить сущность проблемы.

Контрмера.

Укажите оппоненту на необоснованность его глупых сравнений:

Предложите контраналогию.

11. Подменивайте понятия.

Представьте тезис противника в ослабленном виде. Фактически, вы намеренно подмениваете его тезис на другой, похожий по форме, но более сла­бый.

Подмена понятий хорошо удается при исполь­зовании родственных слов.

Контрмера.

Прямо укажите оппоненту на подмену понятий. Предложите определиться с предметом спора: «Возможно, мы просто говорим о разных вещах».

12. Кройте на выбор.

В предыдущей главе мы описали подобный при­ем как рекомендуемую реакцию в ситуации многовопросья. То же применимо в случае, если ваш оппонент заявляет для защиты сразу несколько те­зисов. Выберите из «меню» лишь одно, наиболее уязвимое утверждение, и с жаром опровергните.

Если вас поймают на неполном опровержении - сыграйте рассеянность: вы просто не заметили других аргументов.

Выполните прием еще раз - применитель­но к оставшимся аргументам: выберите из них са­мый слабый и разбейте.

Контрмера.

Ловите на неполном опровержении. Добивай­тесь, чтобы противник выступил по поводу всех за­явленных тезисов.

13. Создавайте видимость «всесторонности».

Прием, позволяющий создать видимость вашей и только вашей объективности. Предложив рас­смотреть проблему со всех сторон, приведите до­воды в пользу как вашей позиции, так и позиции противника. При этом в защиту вашей идеи при­ведите наиболее сильные доводы, а в защиту идеи оппонента - самые слабые.

Контрмера.

Ваш соперник, несмотря на все наши предосте­режения, вновь допустил ту же ошибку - выдавал свои аргументы списком. Выберите тот тезис, с ко­торым вам проще всего спорить - и сотрите его в порошок.

14. Дозируйте информацию.

Софист Горгий указывал на невозможность оди­накового и единственно возможного восприятия какого-либо предмета разными лицами: каждый предмет обладает множеством свойств, и каждый человек, мыслящий этот предмет, выделяет для себя ограниченное количество его специфических особенностей, не обращая внимания на все осталь­ные. Стекло - для кого-то оно, прежде всего, про­зрачное, а для кого-то, в первую очередь, тяжелое, хрупкое или неприятное на вкус.

Помните это, и из всей палитры фактов отбирай­те для аудитории только те, что работают на вас.

Контрмера.

Укажите оппоненту на то, что есть и другие сто­роны проблемы. Прямо обвините его в том, что он сознательно опускает невыгодные ему доводы.

15. Съезжайте с темы.

Съехать с темы очень полезно, если вам задали совсем уж неудобный вопрос.

Контрмера.

Верните дискуссию в нужное русло. Напомните, в чем состоит предмет дискуссии, повторив свой главный тезис.

16. Навязывайте логику.

Данный прием основан на человеческой склон­ности считать все действительное разумным. Лю­дям хочется верить, что их поступки и убеждения рациональны и обоснованы, что все события под­чинены четкой логике.

Эксплуатируйте эту человеческую склонность. Выдавайте желаемую вами логическую связь за ис­тинную.

Аргументативная цепочка может быть построе­на весьма произвольно, и только выглядеть логично, на деле же - содержать грубые логические ошибки. В помощь полемисту - волшебные слова «поэто­му», «потому что», «следовательно», «значит» и, наконец, «что и требовалось доказать».

Ваша логическая цепочка может быть основана на самом диком противоречии. А из противоречия, как показывает логика, следует все, что угодно, то есть любое произвольное утверждение:

Нарушенная логическая или временная после­довательность может быть выявлена вашим оппо­нентом, поэтому свою тираду вы должны произно­сить быстро и уверенно.

Контрмера.

Разоблачите демагога. Уличите его в неумении мыслить логически. Продемонстрируйте нару­шение силлогизма. Предложите альтернативную аргументативную цепочку. Приведите еще более абсурдней пример нарушения логических правил.

17. Пугайте последствиями.

Один из самых часто используемых приемов. Его суть - в том, чтобы показать, что точка зрения вашего оппонента чревата катастрофическими по­следствиями.

Контрмера.

Укажите на оставленные без внимания преиму­щества. Объясните, что последствия вовсе не «неизбежим». Смоделируйте свою логику развития событий.

18. Докажите, сделав круг.

Доказательство через то же самое называется в логике «порочным кругом. Idem per idem, или «то же посредством того же», считается грубейшей ло­гической ошибкой. Состоит она в том, что в опре­деление или в доказательство вводится сам доказы­ваемый тезис или определяемое понятие.

Контрмера.

Продемонстрируйте описанный метод в аб­сурдной форме. «"Это яблоко, потому что круглое, а круглое - потому что яблоко”, - вот ваша смехот­ворная логика».

19. «После» - значит «вследствие».

Софистический прием, основанный на отождествлении причинно- следственной связи с хронологической.

Для человека искушенного случаи применения данного приема выглядят глупо, но на простого обывателя вполне могут подействовать.

Контрмера.

Покажите абсурдность данного приема. Напомните истинные причины описываемых событий.

20. Обещайте выгоды.

Задача софиста - задеть за живое. Сделать это довольно просто, если заставить публику задаться вопросом: «А как это затрагивает меня лично? Что я буду с этого иметь?»

Люди любят получать выгоду и не любят терпеть убытки - именно эта черта с седой древности не­щадно эксплуатируется знатоками человеческих душ-

Контрмера.

Покажите, что выгоды от предлагаемых оппо­нентами инноваций будут сомнительными, а по­тери - значительными. Напомните, в каком един­ственном месте бывает бесплатный сыр..

Действенной контрмерой могут оказаться ин­синуации по поводу реальных бенефициаров ново­введений.

21. Пугайте лишениями.

Разговор об экономике или политике всегда кажется простому человеку чем-то оторванным от жизни. Покажите, что решения, предлагаемые вашим оппонентом, коснутся каждого - и самым неблагоприятным образом. Объявляйте его идеи опасными для благосостояния людей.

Контрмера.

Поинтересуйтесь, а нет ли у выступающего лич­ного интереса? Опишите горькие перспективы альтернативно­го развития событий.

22. Объявляйте идеи оппонента оторванными от жизни.

Почти любую идею вашего соперника можно провозгласить бесполезной и неприменимой на практике, а ее автора - витающим в облаках меч­тателем.

Усугубить эффект можно обвинениями в наи­вности:

«Ну, это просто смешно!»

Эти фразы заставляют вашего оппонента оправ­дываться и как следствие - выглядеть еще более жалким.

Непрактичный человек, фантазер и мечтатель, несуразен, асоциален и внушает подозрения. Кто с таким будет говорить?

Контрмера.

Упрекните оппонента в излишнем практицизме. Все, что нас окружает, было когда-то чьей-то меч­той.

23. Не скупитесь на лесть.

Люди тщеславны, самолюбивы и падки на похва­лы.

Слаще меда для человека услышать похвалу в свой адрес! Не стесняйтесь тонкой лести в адрес оппонента. Даже в самом каменном сердце лесть отыщет уголок, даже если ваша главная задача - до­нести таким образом до нужных ушей ваш альфа-тезис.

Контрмера.

Скажите прямо: «Вы мне льстите. Спасибо за ваши слова. Но давайте лучше вернемся к предмету нашего обсуждения. А именно...»

24. Выдавайте сомнительное за общеизвестное.

Прием состоит в представлении некой сомни­тельной мысли как прописной истины. Гордость не позволит вашему оппоненту признаться, что эту мысль он слышит первый раз в жизни - она ведь «общеизвестна»!

Контрмера.

Уточните, в самом ли деле существует обще­ственное согласие по поводу данного тезиса или это голословное утверждение? Уличите оппонента в попытке манипулировать. Ознакомьте его с ре­альным положением вещей.

Заверьте его, что, конечно, станете отрицать то, с чем не согласны.

25. Апеллируйте к авторитету.

Обращение к авторитетному источнику - один из популярнейших методов влияния. В разных культурах и в разных слоях общества авторите­том являются разные люди. Не забудьте заручиться их поддержкой, когда будете выступать перед соответствующей публикой.

Ссылка на авторитет эффективна, прежде всего, если надо воздействовать на аудиторию. Особенно если оппонент читал другие книжки, и ваши цита­ты не вызовут в нем никаких чувств.

Контрмера.

Установите, является ли упомянутое лицо ре­альным авторитетом для данной аудитории.

Восстановите контекст появления того или ино­го высказывания классика.

Предложите впредь думать своей головой и на Гегелей не ссылаться.

26. Апеллируйте к «экспертам».

Часто в качестве авторитета предлагаются пред­ставители той или иной профессии - заслуженные артисты, ученые или врачи. При этом обращение к авторитету может иметь анонимный характер.

Контрмера.

Продемонстрируйте сомнительность аноним­ных «экспертов». Потребуйте ссылок на перво­источники. Какие такие эксперты? Фамилии, зва­ния? Что за исследования проводились? По какой методике? Где были опубликованы?

27. Апеллируйте к деталям.

Акцент на мелких деталях создает ощущение правдоподобия. Приводите тончайшие подробно­сти, при нужде - сочиняйте их с максимально воз­можной изобретательностью.

Настолько экзотичные детали нарочно не при­думаешь, - уверены наивные слушатели. - А значит, все, о чем нам сообщили, - правда.

Мгновенно опровергнуть ваш фейк против­ник, скорее всего, не сможет. Даже в интернет- дискуссиях для поиска нужной информации требу­ется время. И пока это произойдет, люди уже будут заражены вашим тезисом.

Контрмера.

Потребуйте у оппонента указания на источник приведенных им сведений, объявив, что пока это не будет сделано, его факты будут считаться вра­ньем. Опротестуйте факты с точки зрения здраво­го смысла.

28. Приводите точные числа.

Для подкрепления своего тезиса приводите циф­ры, способные придать ему видимость точности.

«Числа представляют собой знаковую систему, которая оказывает неотразимое воздействие и на сознание, и на воображение, - пишет Сергей Кара- Мурза. - Магия числа в том, что оно, в отличие от слова или метафоры, обладает авторитетом точно­сти и беспристрастности. Поэтому число - один из главных объектов манипуляции....

Именно ради воздействия на воображение, а не на разум, манипуляторы стремятся раздуть, увели­чить и так огромные числа, причем увеличить их в десятки, а то и сотни раз. Само это стремление обя­зательно преувеличить реальную количественную меру может служить признаком манипуляции»41.

Контрмера.

Потребуйте у вашего собеседника-манипулятора источник информации. Призовите обратиться к элементарной логике.

29. Приписывайте цитаты.

До половины цитат и афоризмов, гуляющих по интернету - фейки. Люди любят, когда сложная мысль умещается в прокрустово ложе короткой фразы, которую легко запомнить. Люди любят за­поминать цитаты и оперировать ими, словно эру­диты. Дайте им то, что они любят.

Невозбранно приписывать цитату и несуще­ствующим людям - это позволяет вложить свою любимую мысль в уста «признанного специали­ста».

Разновидностью данного приема является ано­нимное цитирование.

Контрмера.

Заявите, что бремя доказательства лежит на утверждающем, и потребуйте указать источник цитаты.

Докажите подложность цитаты с точки зрения здравого смысла.

Если позволяет эрудиция, приведите истинный источник цитаты.

30. Апеллируйте к общественной опасности.

Заявление об опасности тезиса вашего оппонен­та для общества - очень драматический прием. По­лемист как бы взывает: эй, кто-нибудь, придите и накажите негодяя, сами мысли его суть преступле­ние - перед народом, страной или даже всем чело­вечеством.

Контрмера.

Погасите пафос собеседника спокойным рацио­нальным анализом его утверждения и указанием на фактические ошибки. Дезавуируйте его стрем­ление манипулировать.

Используя данный прием, полемист нередко и сам перегибает палку. Поставьте ему это на вид.

31. Взывайтек лучшим чувствам.

Обратитесь ко всему святому в душе оппонента. Напомните ему, что он

• не только милиционер, но и христианин;

• не только либерал, но и гражданин России.

И именно это обстоятельство должно опреде­лять его поступки.

Взывайте к его «лучшей» стороне:

С помощью этого приема можно не только мо­тивировать человека к определенным поступкам, но и решить риторические задачи - пристыдить оппонента, спровоцировать его на определенную словесную реакцию.

Контрмера.

Заявите, что это не вашего собеседника дело ука­зывать вам, каким мотивом когда руководствовать­ся - с этим вы разберетесь сами. Верните ему его аргумент, найдите возможный «высокий мотив», которым он должен руководствоваться.

32. Прикрывайтесь высоким мотивом.

У любого поступка есть, как правило, два мо­тива - подлинный и красивый. Пусть люди знают только о красивом мотиве! С тем, кто преследует высокие цели, хочется быть заодно. Его патети­ческие слова о всеобщем благе, всечеловеческом счастье и слезинке ребенка никого не оставляют равнодушным.

Контрмера.

Уличите оппонента в неискренности. Погасите пафос. Спросите, каковы его истинные мотивы?

Намекните на то, что подлинный мотив вашего соперника может являться вполне материальным.

33. Ошарашивайте.

Расчет здесь делается на медленность мышления и доверчивость собеседника. Не давайте оппонен­ту возможности подумать, собраться с мыслями. Ошарашив его интенсивным темпом дискуссии и калейдоскопической сменой тем, особенно в при­сутствии третьих лиц, вы получаете возможность победоносно сделать нужный вывод.

Гарантированно огорошить можно внезапным вопросом, сформулированным так, чтобы на него нельзя было ответить, во-первых, быстро, а во-вторых - однозначно. Или даже сразу нескольки­ми малосовместимыми вопросами по одной теме

Контрмера.

Демагог добивается от вас немедленного отве­та, непосредственной реакции - а значит, ошибки. Не спешите с ответом. Вам нужно выгадать всего двадцать секунд, чтобы собраться с мыслями - за­полните их по принципу рамплиссажа обтекаемы­ми фразами. За это время нужная идея с большой вероятностью уже появится в вашей голове.

Кройте на выбор: выберите из вопросов оппо­нента тот, ответ на который сыграет на вашу по­вестку. На него и отвечайте, не обращая внимания на другие.

34. Придирайтесь к мелочам.

Фиксируйте внимание аудитории и оппонента на оговорках в его речи, на неточностях в фактах - пусть даже совершенно незначительных.

Точные цифры, цитаты, неважные даты и не­значительные обстоятельства того или иного исто­рического события не всегда помнит даже специа­лист. Вот вам и повод обвинить оппонента в неком­петентности и профнепригодности.

С человеком, допускающим подобные просче­ты, серьезный разговор, конечно же, невозможен!

Полезно указать собеседнику и на его речевые ошибки, неверные ударения и «непозволительные в столь образованном обществе» просторечия.

Контрмера.

Оспорьте утверждение оппонента о якобы гру­бой ошибке. Незначительный факт всегда можно перепроверить в специальной литературе, важнее, что вы правы в главном. А именно... (Повторите ваш альфа-тезис и верните беседу в нужное русло).

Обвините соперника в неумении мыслить мас­штабно: «Вы не видите за деревьями леса. Цепляе­тесь к частностям, но не хотите понять главного. А именно...»

Заявите, что говорить с ошибками - не престу­пление. Преступление - с ошибками мыслить!

35. Сыпьте учеными словами.

Используйте в речи незнакомые для оппонента специальные термины, иностранные слова, имена ученых и т.п. К «умным» словам публика, как пра­вило, относится с искренним уважением. К тому же ей лестно, что к ней обращаются, как к равным, столь просвещенные люди, которые, поди, уж всю науку прочитали.

Чтобы не показать своей некомпетентности, оппонент может сделать вид, что понимает, о чем идет речь - в этом случае смело выводите его на чи­стую воду: о чем можно говорить с человеком, не знающим доподлинно, что такое трансценденталь­ное единство апперцепции?

Контрмера.

Уличите оппонента в стремлении сыграть на том факте, что образование у всех разное. Объясните ему, что бравировать специальной терминологией глупо - это и любой слесарь может, но почему-то так не делает. Но многое ли вы поймете, если он начнет рассказывать про свои штуцеры и цапфы?

Попросите оппонента «перевести» его фразу на человеческий язык - с большой вероятностью он просто не сможет этого сделать. Разоблачите неуча, который прячет за учеными словами свое незнание.

36. «Сапожник без сапог».

Поймайте оппонента на противоречии между словом и делом, на том, что он сам поступает во­преки своим доводам.

Контрмера.

Бейте соперника его же оружием.

Отвергните голословные обвинения, дезавуи­руйте инсинуации.

37. Навешивайте ярлыки.

Представьте, как возмущает человека любая попытка навесить на него обидный ярлык фашиста, западного лизоблюда или кремлевского лакея! Первое, что ему захочется сделать - это до­казать, что он не фашист и не лизоблюд. Однако сделать это ему будет трудно: люди мыслят стере­отипами, и вот уже ваш оппонент лишается само­обладания, он злится, нервничает и - проигрывает спор.

Ярлыки упрощают систематизацию явлений со­циальной жизни.

Виртуозное владение системой ярлыков позво­лит вам прикинуться своим в любой аудитории и нанести оппоненту обиду, несовместимую с про­должением дискуссии.

Контрмера.

Научитесь не обижаться на глупости. Спокойно ответьте обидчикам, что их попытка навесить на вас ярлык не опровергает ваши доводы.

38. Назначайте «единомышленника».

По форме этот прием подобен приему №4 - он также основан на установлении вольных ассоциа­ций. Цель данного приема, однако, другая, а имен­но - выведение противника из душевного равнове­сия, провоцирование эмоциональной реакции, не позволяющей ему дать рациональный ответ. Соот­ветственно, и главный его объект - не аудитория, а сам оппонент.

Одной из форм перехода на личности является нахождение легко критикуемого лица, имеющего сходные с оппонентом взгляды или привычки.

«Император Бокасса тоже любил порассу­ждать о культуре потребления вина. А еще он

ел людей!»

Нахождение вашему оппоненту легко критику­емого единомышленника снижает ценность разде­ляемых ими идей, даже совершенно нейтральных и не человеконенавистнических.

Контрмера.

Укажите собеседнику на недопустимость по­добных ассоциаций и слабость его аргументации: «А если Гитлер скажет, что дважды два четыре, то дважды два тут же станет пять?»

39. Ищите скрытый мотив.

Обвините оппонента в том, что он имеет некие «особые причины» отстаивать свою точку зрения и не принимать доводов противоположной сторо­ны.

По форме этот прием - не что иное как инси­нуация, оскорбительный намек.

Цель инсинуации - подорвать в слушателях до­верие к объекту инсинуаций, а следовательно, к его доводам или поведению. Ведь с ваших слов по­лучается, что тезис оппонента не является мыслью, которую он выстрадал и выносил. Он говорит так или потому что он принадлежит к тому или иному сообществу, или потому что ему за это платят, или в силу особенностей психики. А значит, его мысли не самоценны.

Контрмера.

Разоблачите инсинуацию: «Это нечестный при­ем. Я тоже могу сказать, что вы - грузинская пропаганда».

Предложите вернуться к теме дискуссии.

40. Переходите на личности.

Обсуждение идей можно превратить в обсужде­ние человека.

Схема аргументации здесь такова: «Вы непра­вы, потому что

а) вы толстый;

б) вы москвич;

в) у вас в носу растут волосы».

Контрмера.

Вариантов реакции на подобные выпады суще­ствует множество

Можно устраниться от дискуссии и гордо по­кинуть аудиторию, объяснив, что не пристало при­личному человеку находиться в одном помещении с хамом.

Пригрозить судом - тоже вариант. И вполне эф­фективный. Если только ваш оппонент не профес­сиональный сутяжник.

Можно потребовать извинений.

Большой риторической силой обладает и такое оружие, как юмор. Подумайте заранее, как можно свести к шутке апелляции к вашим физическим не­достаткам.

Манера переходить на личности вообще харак­теризует диспутанта как человека, к которому вряд ли стоит относиться серьезно. Зафиксируйте этот факт. Скажите:

• «В студию приглашали политика, а пришла базарная торговка».

Можно также спросить у оппонента, а что он может возразить по существу, не переходя на лич­ности? Или нечего возразить? Старенький вы, моз­ги уж не те, верно?

41. Самовозвышайтесь.

Выпячивая собственные заслуги и достоинства, вы, безусловно, вырастаете в глазах слушателей. И вот уже ваш менее заслуженный оппонент блек­нет на вашем фоне, почти растворяясь в воздухе, а его мысли теряют всякую ценность.

Контрмера.

Остановите бурный поток самовосхваления. Укажите оппоненту, где его действительное место, и что стоят его многочисленные дипломы акаде­мий, существующих только на бумаге. Подшутите над хвастуном:

42. Обвиняйте в необоснованных амбициях.

Никто не любит, когда кто-то хочет выглядеть умнее других. Вопрос «Ты что, самый умный?» - эффективнейший народный метод осадить зарвав­шегося всезнайку.

Контрмера.

Укажите на явную проблему с самооценкой у ва­шего оппонента: «Вы что, завидуете моей научной степени?

И вновь воспользуйтесь ситуацией, чтобы на­помнить свой альфа-тезис: «Всех умнее я себя, ко­нечно, не считаю, но в своей правоте по такому-то вопросу я совершенно уверен». И затем вновь вер­нитесь в своей повестке.

43. Обвиняйте в невежестве.

Некомпетентность - первый грех для полемиста. По крайней мере, так считает аудитория. «Если ты не признанное светило в обсуждаемых вопросах, зачем ты вообще здесь?» - думают они, глядя на то, как ваш оппонент «плавает» в той или иной теме.

Помогите ему утонуть!

Контрмера.

Не будьте безропотной жертвой для своих про­тивников. Проявите твердость, чтобы отстоять свою компетентность, и ваш оппонент, вероятнее всего, отступит.

Ни в коем случае не реагируйте на обвинения ироничным самобичеванием!

Никогда не прибегайте к самоиронии в дис­куссиях! Ваше оружие - это ясные и однозначные формулировки. Оставьте двусмысленные фразы и «двоякие речи» для более подобающих ситуаций.

44. «Гарантируйте».

Если соперник выражает сомнение в вашей пра­воте, используйте в качестве доводов личные гаран­тии. В наш век выдача личных гарантий сродни клят­ве, и это, как не удивительно, действует.

Контрмера.

Потребуйте у оппонента объяснений - с чего бы это мы должны принять его заявление на веру? Чем обеспечены его гарантии? Припомните более ранние его клятвы и гарантии.

45. Вовлекайте демос.

Апеллируйте к мнению большинства. Почув­ствовав, как далек он от народа, ваш соперник на­верняка стушуется и отдаст инициативу.

Контрмера.

Напомните, что вопрос об истине не решается большинством голосов

46. Предлагайте пари.

Прием, на удивление действенный. Предлагая побиться об заклад, вы показываете, что готовы ли­шиться денег или других ценностей в случае прои­грыша. А значит, вы совершенно уверены в своей правоте.

Слабодушный оппонент откажется и от спора, и, возможно, от своих взглядов. А сильных духом, поверьте, не так уж и много!

Напротив, вызывает уважение человек, который держит слово.

Контрмера.

Если чувствуете, что правы, смело принимайте пари. И пусть только попробует ваш оппонент по­том не сдержать слово!

47. Перебивайте.

Ваш оппонент «поймал волну», его речь инте­ресна и убедительна, она явно нравится публике, которая слушает его, не отрываясь? Самое время «заткнуть» оратора внезапным вопросом или ре­пликой. Оратор сбит с толку, он теряет нить пове­ствования, забывает, о чем он говорил и явно нерв­ничает. Ваша цель достигнута. Вы вернули себе инициативу в дискуссии.

Урон вашему оппоненту наносится и на симво­лическом уровне - его роль в диалоге уменьшилась, вы же продемонстрировали свою силу.

Контрмера.

Самое простое решение - проинформировать собеседника, что вам не нравится, когда вас пере­бивают, и что вы предпочли бы сначала договорить, а потом уже слушать.

Более действенный вари­ант - продолжать начатую реплику, не обращая внимания на попытки оппонента вас перебить. Если вам это удастся, и противник отступит, то вы получите в глазах аудитории дополнительный бо­нус: на фоне своего излишне напористого и эмо­ционально неустойчивого собеседника вы будете выглядеть спокойным и абсолютно уверенным в своих силах.

48. Подозревайтев чрезмерном волнении.

Данный прием призван вызвать у соперника определенную реакцию - гнев, оторопь, растерян­ность, нервный смех или даже обморок. Вывести из себя до сих пор спокойного и уравновешенного оппонента можно путем констатации у него чрез­мерного волнения.

Контрмера.

Не принимайте слова манипулятора близко к сердцу. Помните, что его задача - вывести вас из равновесия и перехватить инициативу. Не по­зволяйте ему это сделать! Проигнорируйте прово­кацию и продолжайте в спокойном тоне отстаивать свою точку зрения.

49. Игнорируйте.

Человек имеет шанс мыслить здраво ровно до тех пор, пока он контролирует свои эмоции. Су­ществуют десятки способов вывести оппонента из себя, не называя его земляным червяком. Но, пожалуй, самый обидный - это демонстративное невни­мание. Это раздражает больше всего.

Можно изобразить глубокий зевок. Можно завести разговор с кем-то из присутствующих. Можно по­дойти к окну, открыть его и с интересом наблюдать за бегающей во дворе собакой. Можно в пиковый момент пламенной речи вашего оппонента задать ему вопрос не по теме.

Оказывается, любимые мысли вашего сопер­ника никому не интересны, а его манера говорить вызывает лишь скуку и дрему. Вы словно бы гово­рите: «Ты никому не интересен, неудачник, убей себя об стену!» Оппоненту хочется провалиться под землю или, как минимум, поскорее закончить свою речь.

Контрмера.

Укажите на недопустимость подобного пове­дения: «Вы демонстрируете неуважение, потруди­тесь вести себя культурно!»

Осадите невежу: «Вы, верно, нездоровы, если так себя ведете!»

50. Врите в глаза.

Если для вас важен результат любой ценой, вам ничто не мешает обратиться к прямой фальси­фикации фактов. Чем чудовищнее будет ваша ложь, тем легче в нее поверят.