«Пройти Крым, рым и медные трубы» – именно так звучит ещё один вариант известной поговорки о прохождении человеком всех испытаниях через огонь, воду и медные трубы.
Почему огонь и вода приравнивается к Крыму и рыму? На этот счёт есть несколько версий, одна из них такая. В Крыму в Феодосии (тогда это был греческий город Кафа) с 12 по 17 века был самый крупный на берегу Чёрного моря невольничий рынок. Там турки торговали захваченными в боях славянами. А рым – это морской термин, означающий металлическое кольцо для закрепления тросов. В древности через эти кольца пропускали цепи рабов, которые гребли на галерах. Так что в дословном значении «Пройти Крым и рым» – это испытать неволю и лишения.
А медные трубы? Это фанфары – слава и почёт, преодолеть которые порой человеку бывает ещё трудней, чем свалившиеся на голову невзгоды.
Отличная иллюстрация к этой поговорке – история с хорошим концом. История жизни одного крымского металлургического предприятия – КМЗ.
В своё время он носил названия: Брянский завод, Керченский металлургический завод им. Войкова, Керченский стрелочный завод, ПАО «Керченский металлургический комбинат», и даже «Эмаль и оК», но преодолев «Крым и рым», преобразовался в стабильно работающий завод ГУП РК «Керченский металлургический завод».
Историю этого преобразования мы и расскажем сейчас.
Железоделательный завод в будущей всесоюзной здравнице
На месте современной Керчи располагался когда-то древнегреческий город Пантикапея. Археологические раскопки показали, что железо там выплавляли ещё в 1 веке до нашей эры. И действительно в этом районе были залежи железной местной руды, на разработках которой и был построен в конце 19 – начале 20 века металлургический завод.
Во время Первой мировой войны он выполнял заказы для фронта, назывался он тогда Брянским и выпускал снаряды, гранаты, ремонтировал паровозы, вагоны и военную технику.
Во время Гражданской войны на этом заводе белая армия ремонтировала свои поезда и паровозы. Однако предприятие пришло в сильный упадок, потому что уголь из Донбасса вообще перестал поступать.
После становления Советской власти в Крыму завод ещё немного поработал, но после крупного пожара в 1925 году практически прекратил своё существование.
Керченский металлургический завод им. Войкова
Под этим названием в конце 30-х годов было восстановлено производство. И это уже было настоящее металлургическое предприятие. Заработал блюминг и рельсо-балочный стан, коксо-химическое производство, работали две домны, выпускавшие до 330 тыс. тонн чугуна в год.
К сожалению, репрессии не обошли стороной предприятие. В 1936 году всё руководство было заменено, что не лучшим образом отразилось на работе завода, но к 1941 году полугодовой план удалось выполнить.
Восстановление КМЗ
С началом Великой Отечественной войны 2,5 тысячи работников завода ушли на фронт. Керчь оккупировали немцы, но к этому времени основная часть оборудования была уже отправлена на Урал. Фашисты не смогли запустить завод, и он оставался в руинах, пока после Победы не было принято решения о восстановлении КМЗ. Однако процесс был трудоёмкий и занял 10 лет.
К 1948 году удалось расчистить все завалы.
В 1954 году начался выпуск фасонно-литейный цех, потом заработал механокузнечный цех и завод стал производить детали для комбайнов.
В 60-е годы началось интенсивное развитие Керченского металлургического завода. Он выпускал тяжёлую технику: краны, камнеуборочные машины, оборудование для металлургических предприятий.
В 1974 году началось производство эмалированной посуды.
В 80-е годы открылся цех стрелочных переводов, была установлена вторая по счёту в СССР индукционная печь и открыт цех деколи – специальные «переводные картинки» («наклейки») на эмалированную посуду.
В 90-е годы завод был приватизирован и разделён на два «Керченский стрелочный завод» и «Эмаль и оК».
2017 год – новая веха в развитии завода
Теперь это государственное унитарное предприятие «Керченский металлургический завод», который объединил в себе обратно и стрелочный завод и цеха по производству посуды.
Это металлургическое предприятие специализируется сейчас на производстве:
- стального и чугунного литья
- стрелочных переводов
- эмалированной посуды
- трафаретной декалькомании
- пластмассовых и резиновых изделий для ж/д транспорта
На предприятии сейчас трудится 1,5 тыс. человек, которые выпускают в год:
- до 4300 комплектов стрелочных переводов
- 30 000 тонн чугунного и стального литья
- 25 000 тонн посуды
- 3,6 миллиона листов декалькомании
Завод заключает крупные контракты на производство стрелочного оборудования для отечественных дорог, а также экспортирует свою продукцию за рубеж.
Компания СЛТ искренне рада, что предприятию удалось преодолеть трудности «Крыма и рыма», и уверена, что испытание «медными трубами» оно также выдержит с честью.
Компания СЛТ всегда поддерживает производство поставками современного литейного, металлургического и металлообрабатывающего оборудования. Подробнее о наших услугах читайте здесь.