Найти в Дзене
ВТБ Страна

Па-де-де, фуэте и еще 5 балетных терминов, которые нужно знать

Оглавление

Как врачи изучают латынь, получая медицинское образование, так и балетные артисты учат французский, чтобы понимать указания педагогов и хореографов. Словарь балета почти полностью состоит из французских слов. Каждый термин описывает, что танцовщик делает на сцене, как движется. Предлагаем вместе с командой «ВТБ — России» изучить самые распространенные балетные термины, а заодно и несколько французских слов.

Апломб

Сцена из балета «Дон Кихот», Мариинский театр © Наташа Разина, пресс-служба Мариинского театра
Сцена из балета «Дон Кихот», Мариинский театр © Наташа Разина, пресс-служба Мариинского театра

В переводе с французского aplomb — «прямо, вертикально, равновесие». Этим термином называют способность танцора продолжительное время стоять в различных позах — например, на одной ноге или на носках. Уверенный навык равновесия — основа всего классического танца.

У балетного термина есть и другое значение, но уже в негативном ключе. Когда про человека говорят, что он держится с большим апломбом, то имеют в виду заносчивого собеседника, чрезмерно уверенного в себе. Но когда о танце балерины говорят: «Какой апломб!» — это не ругательство, а похвала и восхищение мастерством артистки.

Арабеск

Сцена из балета «Жизель», Мариинский театр © Наташа Разина, пресс-служба Мариинского театра
Сцена из балета «Жизель», Мариинский театр © Наташа Разина, пресс-служба Мариинского театра

Одна из основных поз классического танца — отведенная назад нога с вытянутым коленом. Красота элемента строится на сочетании гибкой спины с мягким, воздушным взмахом рук. Такое положение тела танцора вызывает у зрителей ощущение полета.

В русской школе балета приняты четыре вида арабеска. Они различаются положением рук и ног, изгибом спины, поворотом головы. Так, вперед может быть вытянута рука, противоположная поднятой ноге, или одноименная с ней. С помощью нюансов в положении тела, направленности взгляда, движения рук артисты создают на сцене множество индивидуальных вариаций арабесков, наполняя стандартные схемы эмоциями и смыслом. Например, изображая сложные чувства, балерина может вытягивать обе руки вперед или прижимать их к груди.

Па-де-де

Па-де-де © Наташа Разина, пресс-служба Мариинского театра
Па-де-де © Наташа Разина, пресс-служба Мариинского театра

Pas de deux переводится как «шаг двоих». Па-де-де — одна из важнейших хореографических форм в балете. Это балетный дуэт, любовный танец, который не несет сюжетной нагрузки, но отражает чувства героев. Парный танец включает несколько номеров, которые исполняют балерина с партнером.

В дуэте герои общаются, раскрывая драматургию спектакля. Возьмем, например, па-де-де в балете «Жизель». В первом действии у Альберта почти нет хореографии — герой нога в ногу повторяет движения за героиней. Этим па-де-де показывает, что Альберт обманывает Жизель, у него коварные намерения. Во втором действии, когда герой раскаивается, он выражает сильные чувства к Жизель через эмоциональный танец.

Пассе

Маленькие лебеди в сцене из балета Петра Чайковского «Лебединое озеро» на VIII Международном фестивале балета «Мариинский» © Алексей Даничев, РИА Новости
Маленькие лебеди в сцене из балета Петра Чайковского «Лебединое озеро» на VIII Международном фестивале балета «Мариинский» © Алексей Даничев, РИА Новости

С французского passe — «проходить». Это основной элемент классического танца, когда рабочая нога переходит из одного положения в другое. Балерины выполняют пассе в двух позициях. В первом варианте нога проходит на уровне sur le cou-de-pied, когда пятка касается щиколотки опорной ноги, у колена работающей ноги.

Во втором варианте нога проходит через первую позицию — passe par terre, скользящее движение по полу. Последовательность элемента следующая: работающая нога плавно движется вперед, назад и снова вперед. При этой позе обе ноги предельно вывернуты и натянуты. Корпус спокоен и подтянут, бедра и плечи ровные.

Пируэт

Репетиция 3D-трансляции балета «Лебединое озеро» в Мариинском театре в Санкт-Петербурге © Игорь Руссак, РИА Новости
Репетиция 3D-трансляции балета «Лебединое озеро» в Мариинском театре в Санкт-Петербурге © Игорь Руссак, РИА Новости

Термин происходит от слова pirouette — «вращаться вокруг собственной оси». Пируэтом называют полный оборот или несколько оборотов артиста на месте, на полупальцах или пальцах одной ноги. Отдельные пируэты соединяются между собой па — танцевальными шагами. Во время пируэта танцор движется по прямой или по кругу.

Энергичное и стабильное вращение — один из важных навыков артиста балета. Часто танцоры совершают вращения в двух направлениях: en dehors (наружу) и en dedans (внутрь). Обороты наружу делают на правой ноге вправо или на левой ноге влево. Пируэты внутрь выполняют на правой ноге влево или на левой ноге вправо.

Плие

Сцена из балета «Хореографическая игра 3x3», Мариинский театр © Наташа Разина, пресс-служба Мариинского театра
Сцена из балета «Хореографическая игра 3x3», Мариинский театр © Наташа Разина, пресс-служба Мариинского театра

Термин происходит от французского plier — «сгибать». Элемент выглядит как приседание на одной или двух ногах в любой из существующих позиций. Различают деми-плие — полуприседание, во время которого пятки прижаты к полу, и гран-плие — глубокое приседание, когда колени максимально сгибаются, а пятки слегка отрываются от пола.

Плие не поражает эффектностью, но является важным связующим элементом танца. Балетмейстер и основоположник теории русского классического балета Агриппина Ваганова утверждала: «Именно сильный навык хорошего plie делает исполнение балетом, а не просто набором упражнений. Если у танцующего нет plie, исполнение его сухо, резко и непластично».

Фуэте

Сцена из балета «Лебединое озеро», Мариинский театр © Наташа Разина, пресс-служба Мариинского театра
Сцена из балета «Лебединое озеро», Мариинский театр © Наташа Разина, пресс-служба Мариинского театра

С французского fouetter переводится как «хлестать, подгонять». Это тот самый вид стремительного и эффектного вращения на месте, где одна нога опорная, а вторая раскрывается в сторону и сгибается, подгоняя и вращая артиста балета. Танцовщик может сделать 16, 24 или 32 хлестких круга.

При этом у артистов есть секрет, который объясняет, почему у них не кружится голова в подобной центрифуге. Хитрость в том, что при фуэте танцовщики смотрят в одну точку и не поворачивают голову. Так артисты избегают мельтешения и как следствие головокружения.

Только в зрительном зале можно увидеть всю красоту и утонченность исполнения па-де-де, пируэта и фуэте. Занимайте места в залах Мариинского и Большого театров, чтобы насладиться изяществом «Ромео и Джульетты», «Дон Кихота» и «Лебединого озера». Балеты в Мариинском и Большом театрах выходят при поддержке Банка ВТБ.