Уважаемые родители! В предыдущей публикации были рассмотрены жесткие запреты, через которые семья пытается решать проблемы с цифровым поведением. Но чаще всего получает обратный результат.
В этом посте продолжаем тему, но речь пойдет о ловушке восприятия в случаях, когда семья пытается бороться с поведенческой или химической зависимостями.
______________________
Получается, что в семье, где у ребенка присутствует та или иная степень игровой зависимости, рядом находится мама, которая всеми силами борется с этой ситуацией, но все ее усилия оказываются тщетными.
Ситуация часто приобретает привкус драмы.
Где женщина, отчаянно пытаясь самоятоятельно справиться с неугомонным подростком, просто теряет контроль над собой и над ситуацией в целом.
Но обращаться к специалистам многие не спешат. Потому что обычно это со стороны хорошие семьи, а выносить свои проблемы во внешний мир готовы не многие, статус и фасад благополучия важнее.
Страх общественного осуждения перевешивает. Поэтому со временем взрослый может скрывать реальное положение дел. Сначала от других, но самое страшное – от самого себя.
Зависимость может прогрессировать, а поведение становиться все более грубым, агрессивным, а часто просто запредельным. Увлечение играми онлайн часто переходит в более серьезное девиантное поведение. Тогда семья уже борется с употреблением, то есть поведенческая зависимость очень быстро переходит в химическую.
Очень важно не скрывать проблемы, не делать вид, что «все нормально». Обычно в самых запущенных случаях оказываются семьи, которые стыдились и винили себя, искали оправдания, пытались действовать самостоятельно. Если ваш воспитательный подход с каждым годом в динамике дает отрицательный результат, значит стоит сесть и подумать, «Как я могу его поменять?». В интернете полно информации, много полезной литературы. Самое главное не закрываться, а искать решение.
Каждый ежедневно задается вопросом – где грань между увлечением игрой и зависимостью. Где линия ответственности между тем, чтобы подросток учился сам контролировать свой график, и моментом, требующим вмешательства. Все это детали, требующие четкой адекватной оценки и очень продуманных действий со стороны взрослых.
По факту же чаще всего мы видим «опять сидящего за компьютером подростка», и просто действуем под властью эмоций. Что называется реактивным воспитанием.
Если последовательно заниматься вопросами цифрового просвящения, выделять на это время, проговаривать способы взаимодействия с цифровой средой, обсуждать уровень влияния на развитие, то к подростковому возрасту набирается своеобразный интеллектуальный багаж. Который помогает распознавать и справляться с жаждой пассивного кайфа. Но чаще всего родители сталкиваются с проблемой по факту, и пытаются как-то ее решить.
Что дальше происходит?
В доме царит очень специфическая атмосфера. Как туман, который ложиться утром на город, родителей заполняет тревога за то, что вся жизнь пойдет по негативному сценарию. И ладно, если просто играет, а вот, если что-то попробовал, или связался с «такой компанией», то родители просто не могут справиться с собой, захлестывает стыд и вина, на своего подростка смотрят, как на врага, который испортил всем жизнь и не оправдал ожиданий.
Ребенок когда-то был счастьем, а сейчас в семье проблема – он/-а «играет целыми днями и ничего не хочет».
Семья сваливается в ловушку восприятия.
Взросление это отделение. А маме чаще всего просто нечем заполнить образовавшуюся пустоту. Ее эмоциональная зависимость, привязанность на столько сильная, что жизнь превращается в кошки-мышки. Мой ребенок это мое счастье, а сейчас проблемы, поэтому несчастье. Страх за будущее запускает лавину иллюзий, которые подталкивают опять же к хаотичным действиям. Часто взрослый на столько морально вымотан, что не способен нормально оценивать и корректировать ни свое поведение, ни поведение ребенка.
Эти плохо рефлексируемые состояния толкают к хаотичному поведению, где эмоциональные качели толкают взрослого в крайности. «Чтобы я этот компьютер близко не видела, пока результата не будет!». Говорит мама, полагая, что она всемогущая, отчаянно пытаясь управлять поведением подростка. А следом накрывает беспомощность, и растерянность, потому что как не командуй, слушаться ее уже никто не хочет. «Я не могу ничего с ним сделать, как не контролируй».
Чаще всего на этом этапе появляется хамство, родителя прямым образом посылают подальше.
И в этот момент запускается новая волна воспитательных приемов, попыток закрутить гайки, потому что маме кажется, что ей плюнули в душу. Вот эта точка, в которой подросток должен вроде как возвращать вложенное с процентами.
Полностью обессилив, как правило женщина забывает про себя и свои интересы. Происходит фиксация внимания на проблеме. Так как переключиться такой женщине не на что, вся жизнь занята чрезмерно сильным беспокойством за судьбу своего мальчика или девочки.
Далее семья начинает гонку за успеваемость в школе. Появляющееся проблемы с учебой решаются задолго до их возникновения. Школьник, так и быть, походит к репетиторам, но просто ради одолжения. Мысли его заполнены не обучением, увы. А тем, как пройти следующий уровень и прокачать своего героя.
Это происходит из-за внутренней установки родителя: «Он/-а без моей помощи не справится». «Его просто из школы выгонят, если я за него проблемы решать не буду». Подросток не учиться брать ответственность за себя. Ему никто не рассказывает и не показывает причинно-следственную связь. Если не будешь учиться, то есть риск вылететь из школы, ты на это готов? Если не поймешь, что диплом нужен в первую очередь тебе, а не мне, то есть шанс остаться без образования.
Что значит отделение? Начиная с семи лет, ребенку постепенно передают ответсвенность за свои решения, и показывают, где справился, а где мимо цели. Постепенно эта зона расширяется, а к совершеннолетию юноша или девушка подходит с пониманием собственной роли и целей в этом мире. Почему я часто говорю, что семья является средой, ареной развития и самореализации. Но все это только при участии эмоционально стабильного взрослого.
В случае зависимости этих качеств у личности не развивалось вообще.
Взрослый на столько фиксирован, что его ребенок не справится, разрушит себя, что не дает ему эту зону для того, чтобы практиковаться, получать собственный опыт и учиться на нем. А страх осуждения "ну какая ж ты мать?" заставляет тащить на себе уделавшегося подростка, который плавно превращает свою жизнь в череду импульсивных событий. И терпеть от него гораздо больше, чем могут выдержать нормальные отношения в семье.
И тут уже в ловушку восприятия попадает подросток. Почему я должен отказываться от игры, когда это намного веселее и радостнее, чем трудиться над уроками, когда «мама все решит»?
___________________________
1. Как часто Вы пытаетесь самостоятельно решать те проблемы, с которыми Ваш сын или дочь могут справиться самостоятельно?
2. Руководствуетесь ли вы убеждением, что "Без меня он не справиться, не отучится, не примет грамотное решение?" и поэтому нужно "перехватить руль"?