Когнитивное искажение, при котором люди присваивают несуществующие качества явлению или человеку в зависимости от общего впечатления – положительного или отрицательного.
Все мы поголовно считаем, что внешне привлекательные люди обязательно обладают социально желательными чертами. Никто еще не придумал лучшего тому подтверждения, чем Гюго с его Квазимодо и Фролло.
Мы не готовы видеть в неприятном внешне человеке море позитива и человеколюбия, интеллект, эффективность и так далее.
Этот частный случай гало-эффекта называется «стереотип физической привлекательности», его существование доказали в своих экспериментах Вики Хаустон и Рэй Булл.
В одном случае они наблюдали за реакцией людей на молодую, улыбчивую, вежливую барышню, лицо которой было при помощи гримера обезображено рубцами (резко отрицательное отношение показали как взрослые обоих полов, так и дети).
А в другом случае просили преподавателей оценить учеников по фото и характеристикам. При идентичности характеристик учителя неизменно называли более перспективным ребенка с более симпатичной внешностью.
Впрочем, ореол возникает далеко не всегда из-за внешности. Он может возникнуть благодаря общественному мнению, например, или столь популярному нынче личному брендингу. Или просто из-за особенностей харизматичной личности, которой хочется приписать выдающиеся качества «за красивые глаза».
Опасность: наиболее ощутимы негативные результаты гало-эффекта в HR-сфере. У специалистов кадровых служб не так много времени для наблюдения за кандидатами и принятия решения. По этой причине нередко эффект ореола срабатывает против них. Рекомендации относительно кандидата, мнение о нем руководства, внешность, харизма – все это может стать причиной приема на работу человека без должных компетенций.
Вывод: составляя мнение о человеке, постарайтесь отделить то, что вы сами реально видите и чувствуете, от того, что вам кто-то когда-то говорил. О том, что говорит о себе сам человек. О том, как выглядят его соцсети. И так далее. Постарайтесь убрать «шум» и оставить только факты.
Кстати, это касается не только людей. Это касается и книг, и фильмов, и моды, и любых новых течений «на хайпе», и всего-всего остального.