сегодня о штампе "внимание"
штамп "ваш ребенок невнимательный" демотивировал немало родителей и детей: будь внимательным, концентрируйся, ты-он невнимательный - после таких слов хочется..., да примерно ничего не хочется
учитель думает, что внимание - ключ к обучению, у него есть убеждение, что "современные дети не умеют внимательно читать, писать, решать и тд" - и загоняет себя, а значит и семью в ловушку отрицательной обратной связи
чтобы из нее выбраться, нужно проделать самое важное - восстановить смысл понятия, я предлагаю любимую этимологию: быть внимательным, значит слушать и брать
смотрите, как просто: слушать+брать=вбирать, на иврите внимать - значит слушать сердцем, брать сердцем
если ребенок невнимательный, это не значит, что он не умеет слушать и брать, значит, что его мозг\сердце берет и слушает другое
в какой-то момент борьбы в неравной конкуренции за внимание я для себя вывела несколько аксиом:
- внимание всегда есть
- нужно постоянно мониторить, где мое собственное внимание, на чем оно сейчас сосредоточено и почему
- я научилась любопытствовать - где оно находится у гавриков и как они с ним управляются
учительское внимание находится на способе объяснения, а внимание ребенка может быть в этот момент где угодно, но оно точно есть
высший пилотаж учительского мастерства - находится одновременно в двух вниманиях - своем и его
хорошая новость - внимание всегда находится в пространстве и времени
плохая новость - хронотоп линейных уравнений не совпадает с хронотопом нейронных путешествий тринадцатилетнего подростка
как синхронизироваться двум вниманиям - вот вопрос!
где чаще всего внимание подростка - на переживании самого себя, отношений с родителями, друзьями, на желудке, на непройденном уровне игры, на переживании недавней глупости, шалости, на том, как посмотрел сегодня тот самый мальчик (та самая девочка) - на очень важных для жизни штуках, если вдуматься
как мне - учителю - прийти с линейными уравнениями и причастиями в эти сферы, чтобы перехватить внимание ребенка?
мне кажется, это правильная постановка вопроса, потому что она про профессионализм педагога, а не про сотрясание воздуха о никчемности "современных детей", ведь всему этому несовпадению есть биологическое объяснение - префронталка взрослого и подростка отличаются, как климат Земли и Венеры... и странно думать, что когда-то было иначе, Сократ нам в помощь и теория когнитивных искажений...
так как совпасть? скоро напишу