Увлечение изучением жизни животных и птиц появилось у меня в раннем детстве. Рос я в небольшой деревушке под Курском, а вокруг - сосновые леса и дубравы, берёзовые рощи и кленово-осиновые леса. С мамой мы часто ходили за грибами, мне это занятие очень нравилось. Я чувствовал, где и как искать грибы, как и под чем они прячутся. Различать пение и жизнь разных птиц, разглядывать следы животных - всё это было моим настоящим увлечением.
Детство и юность закончились, а увлечение так и осталось со мной на всю жизнь. И даже когда я учился в мореходном училище в Керчи, а затем в высшем военно-морском политическом училище в Киеве, никогда не переставал изучать зоологические особенности животных.
Прошли многие годы учёбы, работы на разных должностях в Киеве, а тяга к общению с животными у меня так и не проходила. Где бы я ни жил, у меня в доме всегда были разные животные. Так, не успев жениться в Киеве, в квартиру к тёще я привёз самку павлина и сообщил, что она будет жить с нами. Но однажды павлиниха, недоумевая, почему она не может попасть в картину Шишкина "Утро в сосновом бору", устроила маленький погром в квартире.
После этого пришлось её всё-таки отправить на дачу под Киев. Затем в 1993 году мы переехали в солнечную Ялту. И здесь уже, вдохновившись уникальной природой Южнобережья, я разошёлся по полной программе.
В моём доме, в центре Ялты, скоро появились павлины, голуби, фазаны, белки, косули и маленький... медведь. Я уже молчу о нескольких собаках. Бедные соседи! Их можно было понять, когда они писали жалобы во все инстанции. Ещё бы, на рассвете пронзительным криком их будили не петухи, а павлины. А медвежонок однажды и вовсе чуть подкоп в квартиру не сделал... В общем, я был непростым соседом. Приобретение захудалого зооуголка на "Поляне сказок" было для меня спасением.
Вот уж где всем моим питомцам и тысячам новых нашлось места вдоволь. Это был далёкий 1995 год, именно с осени того года и началась моя история как создателя зоопарка "Сказка", о которой я рассказывал в своей книге "Я строю зоопарк".
Зооуголок развивался семимильными шагами, удивляя и радуя посетителей парка каждый год новыми экспозициями и новыми обитателями. В зоопарке быстро стали появляться разные обезьяны, страусы, копытные, млекопитающие и птицы. Со всеми животными мне нужно было наладить контакт, узнать повадки.
Пожалуй, всё свободное время я проводил со своими питомцами. Я бесстрашно заходил в вольер к медведю Марсику и боролся с ним. Меня часто можно было видеть в вольере с шимпанзе Чарли, а также с тигром Уларом. Ситуации, конечно, были разные, и опыта, возможно, у меня не хватало. Но лучшее подтверждение моей осторожности - это то, что я до сих пор, спустя двадцать лет общения с опасными животными, жив, здоров и пишу для вас эти строки.
Зоопарк "Сказка" - мой любимый зоопарк, результат моих первых неимоверных усилий по его созданию. Более пятнадцати лет борьбы и противостояния с твердолобыми чиновниками всех мастей, а то и с откровенными врагами зоопарка.
Выстоять мне, конечно, помогли мои звери. С обезьянами я ходил в Ялтинскую налоговую администрацию, чтобы расставить кое-какие окценты. А с львёнком однажды пришёл на заседание депутатов сессии Ливадийского поселкового совета. Была даже предупредительная акция по выпуску некоторых животных зоопарка в знак протеста властям. Со своими питомцами я много снимался в передачах для разных телеканалов.
Была и постоянная телепередача на общекрымском канале "Черноморская ТРК" под названием "Байбаки". Там я со своей соведущей Викторией Малыхиной, а также сурком-байбаком по кличке Сеня более десяти лет еженедельно рассказывал крымским ребятам о жизни животных и парка птиц в Ялтинском зоопарке "Сказка".
Эта программа была очень успешной, а придумал её и организовал талантливый режиссёр Олег Маркович Шульман. Целое поколение крымских ребятишек выросло на этой весёлой и познавательной программе, и многие из них до сих пор верят, что байбаки разговаривают человеческим голосом.
Мой контакт с животными всегда удивлял не только журналистов, но и всех посетителей. Особой популярностью пользовались мои экскурсии по зоопарку. Я обязательно заходил в вольер к разным животным, львов заставлял подниматься на дыбы или валяться на спине.
Однако настоящий простор для применения моих способностей в общении с животными появился в моём новом проекте - в парке львов "Тайган".
Вряд ли вы найдёте на постсоветском пространстве ещё одного директора зоопарка, который заходит в вольер к взрослой тигрице, да ещё с детёнышами! Который может без страха войти в клетку к леопарду, волу и многим другим опасным животным.
Ну а где вы ещё видели директора зоопарка, гуляющего среди десятка львов?! И здесь дело не в везении, так как повезти может один или несколько раз, а дальше... Я делаю это ежедневно на протяжении уже двадцати лет! При этом хотел бы так общаться со своими животными ещё многие годы, ибо большего счастья и удовольствия от работы, чем общение с ними, для меня нет.