Я пишу эти неуклюжие строки буквально за пять минут до планируемого начала судилища, которым безжалостный частный университет Синергия и его грозный ректор Артем Васильев подвергают родителей восьмерых детей и предполагаемых авторов инновационной методики (по их собственным утверждениям), и за что?
Смешно сказать - "защита чести, достоинства и деловой репутации". Если у людей, которые суровым языком закона названы "соответчиками" нет ни достоинств ни деловой репутации - как они могут вообще понять, что такие вещи существуют и нуждаются в защите?
Есть шанс, что к тому времени, когда я допишу эти строки, мы все узнаем: на сайте Зюзинского районного суда новости появляются быстро.
Продолжение серии статей, предыдущая статья вот :
Сегодня не буду вас долго мучить статьями Закона об образовании, остановимся на основных правах обучающихся.
Сразу обращаю ваше внимание: Закон об образовании (статья 33) определяет несколько категорий обучающихся: дошколята и интернатники называются воспитанниками, школьники - учащимися, дальше идут студенты, аспиранты, адъюнкты, ординаторы. Отдельно стоят слушатели (осваивающие дополнительные профессиональные программы, лица, осваивающие программы профессионального обучения, а также лица, зачисленные на обучение на подготовительные отделения образовательных организаций высшего образования) и экстерны (лица, зачисленные в организацию, осуществляющую образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам, для прохождения промежуточной и государственной итоговой аттестации).
Таким образом, мы замечаем, что по новому Закону экстернат - это не способ получения образования, а только способ прохождения промежуточных аттестаций и итоговых государственных экзаменов.
Согласно статье 34 Закона об образовании обучающиеся (в том числе и учащиеся, и воспитанники и студенты) обладают как минимум 29 основными правами, это не считая мер социальной поддержки и стимулирования. Я не буду перечислять все, вам гораздо интереснее будет перейти по ссылке за текст Закона об образовании и сделать это самостоятельно. Перечислю только наиболее существенные.
Обучающимся предоставляются следующие права:
- на выбор организации, осуществляющей образовательную деятельность,
- на предоставление условий для обучения с учетом особенностей их психофизического развития и состояния здоровья, в том числе получение социально-педагогической и психологической помощи, бесплатной психолого-медико-педагогической коррекции
- на освоение наряду с учебными предметами, курсами, дисциплинами (модулями) по осваиваемой образовательной программе любых других учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), преподаваемых в организации, осуществляющей образовательную деятельность,
- на уважение человеческого достоинства, защиту от всех форм физического и психического насилия, оскорбления личности, охрану жизни и здоровья;
- на свободу совести, информации, свободное выражение собственных взглядов и убеждений,
- на бесплатное пользование библиотечно-информационными ресурсами, учебной, производственной, научной базой образовательной организации,
- на развитие своих творческих способностей и интересов, включая участие в конкурсах, олимпиадах, выставках, смотрах, физкультурных мероприятиях, спортивных мероприятиях.
Немного хочу заострить ваше внимание: в последнем процитированном пункте (статья 34 Закона об образовании, ч 1 п 22) говорится именно о праве учащихся участвовать в конкурсах, олимпиадах, смотрах и пр, а не об обязанности участвовать в них. Мы помним: право - это то, что субъект права (в данном случае учащийся) делать может, но не должен.
Еще такое соображение: в случае, когда учащийся получает свое законное среднее образование в стенах средней школы, все права ему обязаны обеспечить сотрудники учебного заведения. А если ребенок находится на семейном образовании?
Есть еще несколько "академических прав" обучающихся, которые я вынесла в отдельную категорию, и вы сейчас поймете, почему.
Обучающиеся имеют право на обучение по индивидуальному учебному плану, в том числе ускоренное обучение, в пределах осваиваемой образовательной программы в порядке, установленном локальными нормативными актами (статья 34 Закона об образовании, ч 1 п 3),
Обучающиеся имеют право на зачет организацией, осуществляющей образовательную деятельность, в установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере высшего образования, совместно с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере общего образования, порядке результатов освоения обучающимися учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), практики, дополнительных образовательных программ в других организациях, осуществляющих образовательную деятельность (статья 34 Закона об образовании, ч 1 п 7),
Обучающиеся имеют право на перевод для получения образования по другой профессии, специальности, направлению подготовки или научной специальности, по другой форме обучения в порядке, установленном законодательством об образовании (статья 34 Закона об образовании, ч 1 п 13),
Обучающиеся имеют право на переход с платного обучения на бесплатное обучение в случаях и в порядке, которые предусмотрены федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере высшего образования, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере общего образования (статья 34 Закона об образовании, ч 1 п 14).
А? Понимаете, к чему я клоню? Есть у нас с вами такая знакомая нам, по их собственным записям в блоге ЖЖ и Ютюбе, и по статьям в прессе семья, где любят слова "индивидуальная образовательная траектория", "ускоренное обучение" и требуют в судебном порядке перевести одного из детей этой семьи с платного обучения на бесплатное. Не будем показывать пальцами, и так кто в теме - те меня поняли.
В Законе есть, правда, небольшая такая оговорочка: те права, которые я позволила себе вынести в отдельную категорию, осуществляются не просто "как захотела моя гениальная левая нога" , а в порядке, предусмотренном Законом и федеральным ведомством. То есть при соблюдении определенных условий. Но не все любят читать то, что написано в законе мелким шрифтом.
В следующий раз поговорим о том, без чего не бывает прав: об обязанностях - как самих обучающихся, так и их родителей, как они прописаны в Законе. А пока давайте обсудим: какие права обучающихся действительно реализуются на практике, а какие, к сожалению, остаются только на бумаге.
Встречаемся, как всегда, в комментах, пароль "крашеные старушки". Жду ваших реплик, вопросов, случаев из жизни, замечаний и других комментариев, желательно на тему или близко к ней. Ваша неравнодушная Елена Гор.
ПостСкриптум:
Бинго! Есть информация из зала Зюзинского суда. В заседании перерыв до 10 часов утра завтрашнего дня, 10.10.23. Пожелаем удачи судье Капусто!