Наверное, многим сразу стало неинтересно и не хочется читать пост до конца, ведь для большинства Ушинский — это нечто весьма древнее со страниц скучных учебников по педагогике. И даже если он что-то и наговорил, то оно давно уже устарело.
В оправдание знаменитого педагога хотим сказать, что он не виноват в том, как о нем рассказывают учебники. Сам он был весьма деятелен и всю жизнь заботился о том, как сделать процесс обучения ярким и интересным.
Кроме огромного желания работать в этом направлении, у Ушинского был весьма солидный опыт работы, в том числе и в Гатчинском сиротском институте, где дети воспитывались с малолетства.
К процессу обучения и воспитания Ушинский подходил комплексно, при этом далеко не последнее место он отводил физиологии и психологии. У самого Ушинского было 6 детей, воспитанием которых он активно занимался, так что точно знал, о чем говорил!
Кстати, с некоторыми из его трудов вы уже точно знакомы, даже если и не читали хрестоматий по педагогике, ведь наши известные всем с детства сказки «Репка», «Колобок», «Теремок» до современного читателя доходят именно в пересказе Ушинского.
А вот его цитата о природе детей и их обучении, которая показалась нам интересной:
«Основной закон детской природы можно выразить так: дитя требует деятельности беспрестанно и утомляется не деятельностью, а ее однообразием и односторонностью. Заставьте ребенка сидеть, он очень скоро устанет; лежать — то же самое; идти он долго не может, не может долго ни говорить, ни петь, ни читать, и менее всего думать; но он резвится и движется целый день, переменяет и перемешивает все эти деятельности и не устает ни на минуту... Педагог должен прежде всего учиться у природы и из замеченного явления детской жизни выводить правила для школы; заметим же, что чем моложе возраст, тем более требует он разнообразия деятельности».