Найти тему

Тренды на рынке маркетинговых исследований в период импортозамещения 2023 год

Рынок маркетинговых исследований отлично характеризует если не состояние всей экономики, то точно инвестиционную привлекательность как страны в целом, так и отдельных отраслей и сегментов. Без маркетинговых исследований, изучения конкуренции на рынке, потребителей, расчетов ключевых показателей, естественно, никто никогда не инвестирует свои денежные средства, не открывает новые направления бизнеса, не запускает новые проекты, не выводит свой товар на рынок и т.д.

Последние 1.5 года скажем мягко, как всем известно не простые для российской экономики. Если говорить о запросах и проектах Исследовательской компании "ГРИФОН-ЭКСПЕРТ" за последний год, то нельзя не отметить, конечно же Автомобильный рынок. В месяц у нас идут по 3-5 исследовательских проекта в той или иной степени связанных с автомобильным рынком. Это и исследования перед выводом на рынок новых моделей грузовых и легких коммерческих автомобилей, легковых электромобилей, изучение опыта эксплуатации, уровня удовлетворенности, пользовательского опыта, тестирование новых перспективных наработок, получение экспертных оценок о рынке и его перспективах, опросы на восприятие китайских автомобилей и т.п. Так же, в приоритете у наших заказчиков: исследование рынка СТО, автомоек, автозапчастей.

Отдельно надо сказать о рынке автохимии: от автошампуней до моторных масел, на рынок выходят новые производители, заполняются ниши ушедших западных брендов, все это сейчас очень актуально и требует пристального изучения рынка. И это неудивительно, автомобильный рынок и всё что с ним связано поменялся за последние 1.5 года на 90%. Оптовики и интернет-магазины торгующие автозапчастями вводят большие линейки своих СТМ – частные марки, создают и развивают свои бренды. Развивается контрактное производство среди сетей по продаже автозапчастей, интернет-магазинов, федеральных СТО.

О промышленных предприятиях, сегменте b2b как заказчиках маркетинговых исследований и в целом, сегменте b2b стоит сказать отдельно. Всем известна их консервативность в плане маркетинговых исследований, недоверие, часто формальный подход, но последний год все радикально изменил. Импортозамещение дает о себе знать, сейчас мы наблюдаем настоящий инвестиционный промышленный бум. И дело не только в развитии ВПК по понятным причинам, который, конечно, тоже многих за собой тянет вперед: всевозможных поставщиков материалов, сырья, товаров промышленного назначения, подрядчиков, субподрядчиков. Очень много запросов от крупных, средних и небольших промышленных предприятий на изучение новых рынков, новых ниш, товаров, оборудования. Все хотят использовать представший перед ними, может быть раз в жизни шанс – импортозаместить продукцию ушедших западных компаний, занять их доли на рынке, цепочки поставок, расшириться, увеличить свою долю на рынке и т.д. Практически единственная сейчас проблема для российской промышленности – нехватка квалифицированных кадров. И с этой проблемой к нам обращаются: изучить рынок труда, провести «тайный покупатель» - выяснить уровень зарплат у конкурентов, мотивацию и запросы работников, удовлетворенность работодателями, вовлеченность сотрудников. Конечно, промышленный рынок очень интересен, хотя его изучать многократно сложнее чем потребительские рынки, но, все-таки, огромная доля заказов маркетинговых исследований приходится на FMCG рынки. Об исследованиях потребительских рынков поговорим как-нибудь в другой раз…