Найти тему
МИР (Море История Россия)

Корабли Эльтигена. Сказ про дизельные бронекатера и их "загадки".

Мы продолжаем смотреть события Керченско-Эльтигенского десанта, попутно рассказывая о кораблях и корабликах, в оном десанте участвовавших.

22 октября 1943 года. В Темрюк из Ахтари 1-й дивизион бронекатеров доставил 110 человек из 369-го батальона морской пехоты Азовской флотилии. Это как раз те бойцы, которые должны были составить первый бросок высадки. Если мы говорим о морской пехоте, то ее роль в 1943 году четко оформилась: ее использовали именно в качестве десанта - первого броска высадки. Бойцы должны были высаживаться на этих же катерах.

Бронекатер С-40
Бронекатер С-40

23 октября был выполнен самый главный этап операции во все десантные части были назначены политработники. Были закончены 3 причала для посадки самой южной десантной группы (в районе Соленого озера).

Мы уже писали, что северо-восточнее Керчи десант должна была высаживать Азовская флотилия, а в районе Эльтигена Новороссийская ВМБ. У Новороссийской ВМБ было три точки посадки на плавстредства: у Соленого озера (на длинном плече), у Кроткова и в районе Тамани.

В 17.30 два бронекатера 1-го Гвардейского дивизиона №73 и 81 вышли из Темрюка для высадки разведки (6 солдат и один краснофлотец) в район Керчи. Правда, тут же возникает вопрос: а, какой №81? Все дело в том, что их было два с одним и тем же номером, причем оба дизельные, типа С-40, и оба погибли в этой операции. Вернее как... принято считать, что их было два. Поясню:

Один из исследователей данной темы А.Я.Кузнецов указывает: "Нужно отметить, что в период операции одновременно действовали по меньшей мере две пары катеров с одинаковыми номерами. Во-первых, это бронекатера БК-81 типа С-40. Один из них (зав. № 334) входил в 3-ю группу высадки, но еще 27 октября прочно сел на камни рифа Трутаева (у мыса Панагия), где и просидел до конца операции, служа источником запчастей для других катеров. Второй — бронекатер Азовской флотилии зав. № 332, погибший на мине 10 ноября 1943 года на переходе Глейки — Кордон"[1]. (конец цитаты)

Для начала, бронекатер с заводским номером 334, никогда не входил в состав 3-й группы высадки, которую должен был высаживать ЧФ. Его нет с списках плавсредств, составленных 25.10.43г. По данным на 26 октября в составе ЧФ официально нет ни одного бронекатера, все они по приказу, переданы в АВФ (правда, фактически, передача затянулась, и катера использовались для доставки разведгрупп).

Более того, катер уже получил новое назначение и новый тактический номер. Буквально накануне переброски в АВФ катер использовался для доставки разведгрупп ЧФ, и в процессе выполнения этих операции сел на камни. Использование тактического номера 81 для этого катера, в принципе, некорректно. т.к даже в составе Волжской военной флотилии, откуда он прибыл, он носил № 82. В «Перечне вхождения…» №18[2] числится один катер с этим номером (заводской номер №332)

В одном случае (катер, заводской номер 334) мы имеем дело или с ошибкой (опечаткой) или с тактическим номером, который давно не использовался, (использовался только до 3 октября 1942года). Во втором случае (заводской номер катера 332), мы имеем дело со старым тактическим номером катера, которому приказом был присвоен новый номер, и определен новый дивизион, но, так же как и в первом случае, катер не успел войти в состав дивизиона, куда он был назначен.

Учитывая проведение операции 1-м Гвардейским дивизионом, скорее всего это бронекатер с заводским №332 Это восьмой катер, прибывший с Волги. Относительно недавно прошла информация о подъеме со дна Волги бронекатера № 31 он относился к тому же типу. Они имели на вооружении танковые башни СТЗ с орудием Ф-34 и "армейские" реактивные системы калибром 82-мм. Главным их отличием был дизельный двигатель.

Первые серии катеров пр. 1124 и 1125 оснащались двигателями ГАМ-34БП. Большой БКА имел два двигателя, малый – один. Двигатель ГАМ-34 (глиссерный Александра Микулина) был создан на базе четырехтактного 12-цилиндрового авиационного двигателя АМ-34. В глиссерном варианте был добавлен реверс-редуктор для понижения числа оборотов и реверса. В качестве топлива использовался бензин Б-70.

Максимальная мощность двигателей (800 л. с. у ГАМ-34БП и 850 л. с. у ГАМ-34БС) достигалась при 1850 об./мин. При этом числе оборотов достигался самый полный ход.

Согласно инструкции завода № 24 (изготовителя двигателя) разрешалось иметь число оборотов свыше 1800 в течение не более одного часа, и то только в боевой обстановке. Максимальное число оборотов двигателя в действиях боевой подготовки разрешалось не свыше 1600 об./мин.

Исправный мотор запускался через 6-8 сек. после включения. Максимально допустимое число оборотов на заднем ходу- 1200. Время работы двигателя на задний ход – 3 минуты.

После 150 часов работы нового мотора требовалась его полная переборка. (!) Ресурс для катера... никакущий. Кроме того, были и другие факторы, обусловившие появление дизельного катера.

На основе проекта 1125У по заданию НКВД в 1938 г. ЦКБ-50 (главный конструктор — Б. Н. Четвериков) разработало проект дизельного бронекатера С-40 для Амударьи. После некоторого увеличения длины и ширины конструкторам удалось добиться заданного ограничения осадки. Учитывая особенности реки (илистое дно, большое количество взвешенных частиц в воде), для танкового дизеля В-2 предусматривался замкнутый цикл охлаждения.

В феврале 1940 г. Наркомат ВМФ также сформулировал оперативно-тактическое задание на малый дизельный бронекатер. Требования его соответствовали типу С-40, но с усилением зенитного вооружения 12,7 - мм пулеметами. Их своевременную сдачу флоту сорвало отсутствие сначала специальных морских башен МУ, затем танковых башен Т-34 и дизелей. Основным недостатком пр. С-40 оказалась высокая (даже несмотря на подводный выхлоп), шумность, что и послужило причиной заказа серии всего из восьми единиц. Суммарно, успели построить семь катеров этого типа.

Бронекатером, который упомянут в "Перечне" под номером 81 стал катер С-40 (зав. № 332), который имел достаточно запутанную «биографию». В Волжской флотилии он носил номер "81", потом он был передан в ЧФ, вошел в состав 3-го дивизиона БК ЧФ с заводским номером 332. Затем, он был возвращен на Волгу, получив прежний номер (№81). 02.10.43 катер прибыл с Волги обратно в состав Азовской флотилии[1], вместе с катерами 1 гв. дивизиона, но соответствии с циркуляром НШ АВФ А.В.Свердлова от 14.10.43. катер был определен в 3-й отряд 3-го дивизиона. Ему был присвоен прежний тактический номер 332. Но только на бумаге.

В связи с тем, что катер до своей гибели продолжал действовать в составе 1-го Гв. дивизиона БК, в истории он остался под старым номером. Нет... я, наверное, все же сделаю лирическое отступление, потом в отдельной статье... (уж больно интересный материал есть у моего знакомого и соратника А.Бадякина).

Летом 1975 г. Керченская группа «Аварийно-спасательных и подводно-технических работ» (АСПТР) вела очистку судоходного канала Керченского пролива и прилегающей к нему территории от подводных препятствий, состоявших, в основном, из остатков, затонувших во время войны кораблей и судов. 20 июня на диспетчерском совещании в АСПТР начальник группы А.С.Павлих сообщил, что в прошедший рабочий день капитан теплохода «Водолаз-22» доложил об обнаружении подводного препятствия возле судоходного канала против поселка Опасное. Полное водолазное обследование провести не смогли, так как заканчивался рабочий день, но объект обвеховали. Обнаруженный объект представлял танковую башню с приподнятым стволом пушки. На совещании старшему инженеру АСПТР В.В.Шатунову было дано задание выйти в пролив на том же «Водолаз-22» и возглавить подъем препятствия. Начальник так же сообщил, что с вечера достигнута договоренность с Морским торговым портом и с утра к обнаруженному объекту будет направлен 100-тонный плавкран. Да, в тот день нашли обломки БКА-81.

Отходя от пристани Глейки, бронекатер 81 1.11.1943 года подорвался на мине, и погиб со всем экипажем. Катер бережно подняли со дна моря, извлекли останки экипажа, для того... чтобы сдать потом катер в утиль... (ладно, потом, это отдельная боль, "Никто не забыт, ничто не забыто..."

24.10.43г. Построены еще два причала в Тамани.

25.10.1943г. Группа катеров в составе мотобарказа №3 СКА № 018 и 062 с 24 разведчиками на борту вышли в район западнее г. Опук, но высадить разведку не смогли из-за сетей и прожекторов. Повторная попытка сутки спустя так же оказалась неудачной.

В этот же день два бронекатера (73 и 323) выходили к берегу, чтобы снять разведку, но разведчики вернулись самостоятельно, на захваченной шлюпке.

26 числа наше командование пыталось высадить разведгруппу (24 человека) в районе г. Опук (24 человека), но румыны усилили охрану побережья, и обе попытки были засечены.

27 числа отмечается новая попытка высадить разведгруппу, но опять неудачно. Читаем "Хронику..." дальше, в надежде, что получится обнаружить данные по еще оному катеру №81, но... Ничего нет.

А, вместе с тем, бронекатер № 82 (зав. номер №334), доставляя разведгруппу к гОпук, действительно, вылетел на камни у м. Трутаева (район м. Панагия). Предпринималось несколько попыток снять его с камней. Один из КАТЩ получил повреждения от огня немецкой батареи, но...

Увы, спасти его не удалось. О бронекатере №26 (тоже типа С-40) рассказ будет отдельный

[1] А.Я. Кузнецов Большой десант. Керченско-Эльтигенская десантная операция — Москва: Вече 2011г.

[2] Директива ГШ ВС СССР №77 1960г. определяющая сроки вхождения частей ЧФ и АВФ в состав действующей армии. Перечень №18