Найти в Дзене
Hélène Fourment

Реставрационный Олимп. Раиса Слепушкина

Дорогие друзья, читатели канала, всех приветствую!

В мою подборку "История реставрации" я буду добавлять рассказы об уникальных людях - реставраторах, всю свою жизнь посвятивших спасению нашего Прошлого во имя Будущего нас и наших потомков.

Раиса Дементьевна Слепушкина (1928 - 2020) – из плеяды первых послевоенных ленинградских реставраторов, на чью долю выпало по крупицам восстанавливать разрушенные за годы войны дворцы и другие памятники архитектуры Города на Неве. Ее жизнь – пример беззаветного служения людям, профессии, Родине.

Раечка Римша (в замужестве Слепушкина) родилась 5-го октября 1928 года в Ленинграде. Война началась, когда она отдыхала в пионерском лагере, ей было всего 12 лет. Спасенных из окружения детей поездом повезли в глубокий тыл, так как в Ленинград уже было не попасть. В селе Колково Кировской области юная Рая работала в колхозе, а в свободное время рисовала, ведь рисовать она любила с детства. Она оформляла стенгазеты, писала лозунги, портреты полководцев и учёных, рисовала агитационные плакаты на военные темы. Многие ее рисунки были представлены на областной выставке. Материалов не было; краски, большие листы ватмана было не достать. Придумали делать так: коптили большие осколки стекла и на них она иголкой выцарапывала рисунки. Они получались белыми на темном фоне.

В Ленинград она вернулась при первой возможности, ещё до полного снятия блокады. Это удалось благодаря её воспитательнице, которой пришел вызов от военного человека. Вызов был на её дочку и племянницу, а она взяла с собой и Раю. За то время, что Рая находилась в эвакуации, её маму отправили на лесосплав.

Раиса была настроена решительно, спешила послужить Родине на трудовом фронте. Она сразу сдала экзамены и поступила учиться в Ленинградское архитектурно-художественное училище (АХРУ №9). Его основали прямо в годы войны, для подготовки специалистов, которые будут восстанавливать разрушенный Ленинград.

Двор дома 32-34 на Невском проспекте, современное фото
Двор дома 32-34 на Невском проспекте, современное фото

Открыли училище на Невском проспекте, во дворе дома номер 32-34, где находится костел Святой Екатерины. Занятия в училище вели лучшие преподаватели из Академии Художеств.

Изначально о реставрации она и не думала, поступила на живописца-альфрейщика.

Гризайль - монохромная роспись, имитирующая лепнину, выполняемая альфрейщиком.
Гризайль - монохромная роспись, имитирующая лепнину, выполняемая альфрейщиком.

Мастера этой профессии по окончании обучения расписывают гризайлью и полихромными орнаментами потолки и стены. Это была очень нужная, жизненно необходимая профессия для восстающего из пепла, израненного войной Города.

Полихромная (многоцветная) живопись
Полихромная (многоцветная) живопись

В училище все быстро подружились. Там были группы лепщиков, позолотчиков, резчиков по дереву, живописцев, камнерезов. На лепщиц и позолотчиц в основном поступили девочки. В других трёх в большинстве своём учились мальчики, хотя и девчата во многом преуспевали. Так, Рая выучилась, в 1947 году окончила училище и стала живописцем-альфрейщиком - это был первый выпуск училища. А через пятнадцать лет после окончания она, будучи уже опытным художником-реставратором, работала в залах Екатерининского дворца в Пушкине.

Восстановительные работы начали проводить уже в конце войны. В те годы Раисе довелось и маляром потрудиться. Молодых ребят отправляли на самые разные задания. Например, как-то раз в Смольном они помогали столярам, смывали каустической содой краску и лак со стульев, все пальцы тогда были разъедены.

В 1946 году в городе организовали Государственную инспекцию по охране памятников (ГИОП), которая руководила реставраторами Ленинграда. По рекомендации ГИОП группа выпускников, в которую отобрали и Раису, была направлена на работу в Ленинградские архитектурно-реставрационные мастерские (ЛАРМ, впоследствии название организации менялось). Там она и работала всю жизнь.

Ленинградский Дворец пионеров, 1950-е годы.
Ленинградский Дворец пионеров, 1950-е годы.

Первым объектом, на который Раису отправили работать, был «обезьяний кабинет» во дворце Пионеров - помещение, где на стенах изображены обезьяны, цветы и фрукты. Она вспоминала, как рисовала там веточки винограда.

После этого было много объектов: среди них она называла частную квартиру потомков художника Андреева с ценнейшей живописью Михаила Скотти. Потом уже были дворцы на Невском проспекте. В Русском музее молодые специалисты занимались росписью в технике гризайль (рисунок, имитирующий лепку) в вестибюлях и залах. В Эрмитаже реставрировали настенную живопись. В Строгановском дворце восстанавливали большой живописный плафон.

Ленинградские реставраторы в те годы считались уникальными мастерами. Они умели работать очень качественно и быстро. Это объяснялось, в том числе, и тем, что у выпускников архитектурно-художественного училища были великолепные преподаватели. Они научили своих учеников безупречно рисовать и писать, а технические моменты осваивались уже в процессе работы, на практике. К нашим профессионалам не раз приезжали из-за границы коллеги - поляки и немцы - делиться опытом, но потом сами задавали вопросы по поводу наших технологий, поражаясь мастерству советских реставраторов. 

Реставрационный процесс выстраивается и тогда, и сейчас в определенном порядке. Прежде чем рисовать, нужно было провести техническую реставрацию, а это физически нелёгкие, малярные работы на лесах. Это шпаклёвка, грунтовка, расшивка и заделка трещин, ошкуривание и выравнивание поверхности мелкой наждачной бумагой. Шпаклёвка, олифа расходуются вёдрами и всё это нужно поднимать наверх, на леса.

Также временами возникали трудности и с материалами, их не всегда хватало. В городе вновь заработал завод художественных красок, который выпускал и масляные, и темперные краски отличного качества. Кроме этого, много времени и сил занимало выполнение отчётной документации. По причине отсутствия цветных фотографий, реставраторы делали картограммы вручную: рисовали метр стены, которую будут реставрировать, со всеми трещинками, паутинами, ржавчиной. И по этому куску в инспекции сметчики определяли, сколько будет стоить восстановление в целом.

Реставрационные работы в Большом дворце в Петергофе Раисе с бригадой пришлось выполнять зимой. Было так холодно, что акварельные краски замерзали, и с собой реставраторы брали в термосе кипяток, чтобы их разогреть. Сами условия для работы там были экстремальные: между этажами были только дощатые перекрытия полуметровой ширины, висящие в воздухе. По ним, балансируя на высоте, им приходилось пробираться на Купеческую лестницу. Вся отделка Парадной (Купеческой) лестницы погибла в годы второй мировой войны.

Разрушенная Парадная лестница Большого дворца.
Петергоф, 1948 год. Архив ГМЗ «Петергоф».
Разрушенная Парадная лестница Большого дворца. Петергоф, 1948 год. Архив ГМЗ «Петергоф».

Как только не боялись? Физическая нагрузка ежедневно была огромная. Например, чтобы расписать потолок, нужно было упереться в него руками. И в одной руке реставраторы держали муштабель, а предплечье второй руки ставили на подставку для опоры. 

Парадная лестница Екатерининского дворца, наше время
Парадная лестница Екатерининского дворца, наше время

Техническая реставрация в монументальной живописи, как не раз повторяла Раиса Дементьевна, самая долгая и трудоёмкая. Традиционно, настенная и плафонная роспись во дворцах Петербурга-Ленинграда была выполнена клеевыми красками на основе мела (по свойствам близкими к гуаши). А мел, как гуашь, в мокром состоянии одного цвета, а при высыхании светлеет на несколько тонов.

Раиса Дементьевна за работой
Раиса Дементьевна за работой

Поэтому сначала всегда нужно было подобрать тон, сделать пробную выкраску на кусочке картона, высушить его и сравнить с подлинником. Важно же, чтобы старое и новое не отличалось друг от друга. С масляной живописью гораздо проще в этом отношении: положил цвет и сразу видишь, подходит или нет. Но в конце концов, ко всему приспосабливались за долгие годы работы.

Раисе Дементьевне - 90! На фоне воссозданного ею  с нуля голубого китайского шелка, полностью расписанного вручную. 2018 год.
Раисе Дементьевне - 90! На фоне воссозданного ею с нуля голубого китайского шелка, полностью расписанного вручную. 2018 год.

Двадцать два года Раиса Дементьевна трудилась в Царском селе. А остальные двадцать три – во дворцах Петербурга, а также в Петергофе и Гатчине. Пожалуй, только в Павловске не работала - с сожалением отмечала она.

Во время Великой Отечественной войны территория Царского села была оккупирована и дворец практически полностью был разрушен, 80% его интерьеров было утрачены.

Золотая анфилада Екатерининского дварца, 1944 год.
Золотая анфилада Екатерининского дварца, 1944 год.

В Китайской голубой гостиной в Екатерининском дворце Слепушкина в течение двух лет восстанавливала и расписывала утраченный голубой шелк, с изысканной утонченной росписью. Рисунок уникальный и нигде не повторяется!

Раиса Слепушкина, 1962 год. Процесс восстановления росписи по шёлку в Голубой Китайской гостиной.
Раиса Слепушкина, 1962 год. Процесс восстановления росписи по шёлку в Голубой Китайской гостиной.

Немцы срезали и вывезли в Германию подлинный шелк, но на подрамнике остались небольшие куски. По этим небольшим фрагментам оригинальной ткани она смогла разгадать секрет мастеров XVIII века, восстановила изображения и технику живописи. На такой ткани сложно рисовать, потому что краски расплываются. Слепушкина стала смачивать её, а потом гладить утюгом, чтобы высохла ткань - то есть разработала технологию и по ней выполнила работу.

Китайская голубая гостиная сегодня
Китайская голубая гостиная сегодня

После Раиса Дементьевна продолжила возвращать к жизни поруганные произведения искусства и интерьеры дворца.

Изразцовая печь Картинного зала
Изразцовая печь Картинного зала

В Картинном зале она реставрировала масляные картины, потом на печах расписывала изразцы. Сейчас изразцы соединены так, что почти не заметна разница между уцелевшими фрагментами и сделанными руками реставратора. Раиса Дементьевна восстанавливала утраченный рисунок по довоенным чёрно-белым фотографиям. Долгих 11 лет потребовалось реставраторам, чтобы посетители дворца вновь смогли увидеть всю эту красоту!

Картинный зал Екатерининского дворца.
Картинный зал Екатерининского дворца.

После открытия Картинного зала Раиса Слепушкина стала свидетелем одной занятной сцены. Туристы, а это были американцы, присели на корточки, стали слюнявить пальцы и тереть о пол. Туристы были уверены, что дерево крашеное. На самом деле черное эбеновое дерево было специально привезено из Вьетнама для реставраторов.

Двери "Опочивальни" Екатерининского дворца, ещё одно детище Раисы Дементьевны
Двери "Опочивальни" Екатерининского дворца, ещё одно детище Раисы Дементьевны

Во дворце она также восстановила двери Опочивальни, а в "Верхней ванной" реставрировала живопись на потолке:

-16

Павильон "Верхняя ванна" (Мыльня Их Высочеств) расположена на третьем от дворца уступе Старого сада, на берегу Зеркального пруда:

-17

Отдельно запомнилась реставрация портрета матери Петра I - Натальи Нарышкиной. Полотно висело в Гатчинском дворце, который как раз в начале девяностых реставрировали. И вот какой-то пьяница влез на леса, открыл окно и украл портрет. Причем он свернул его красочным слоем внутрь, что очень плохо для красок. Если картину снимают с рамы и есть необходимость её свернуть, всегда заворачивают краской наружу, а не внутрь, потому что иначе она начнёт осыпаться. А этот хулиган еще и поспал на портрете. Когда это случилось, Слепушкина работала в Шереметевском дворце, вот туда на листе фанеры картину и доставили ей на реставрацию. Процесс восстановления длился не меньше года, потом портрет отправили обратно в Гатчинский дворец. 

Раиса Дементьевна всегда говорила, что ей очень повезло в жизни с профессией, что вокруг неё всегда были очень хорошие люди. Считала, что причина в том, что люди искусства любят свое дело и знают его хорошо. Она это говорила не только о художниках, но и о паркетчиках, лепщиках, модельщиках, позолотчиках. Сын Раисы Дементьевна продолжил династию и стал резчиком.

-18

В 2010 году Раиса Слепушкина награждена почетным знаком «Почетный реставратор Санкт‑Петербурга».

Список памятников культурного наследия, на которых в течение 45-ти лет работала художник-реставратор, объемен и разнообразен: Строгановский дворец, Исаакиевский собор, Юсуповский дворец, собор Петра и Павла Петропавловской крепости, Эрмитаж, Воронцовский дворец, Инженерный замок, Строгановский дворец, Таврический дворец, Русский музей, Каменноостровский дворец, Дом учёных, Гатчинский дворец, Казанский собор, Большой дворец Петергофа, а также Екатерининский дворец и парковые павильоны Царского Села.

В Екатерининском дворце экскурсоводы рассказывают посетителям не только о венценосных особах и знаменитых архитекторах, но и о ленинградских реставраторах. И обязательно – о Раисе Дементьевне Слепушкиной. Правительство Ленинграда четырежды награждало её грамотами «За успешную работу по реставрации Екатерининского дворца». Среди ее наград также – медали и благодарности разных ведомств и организаций, включая КГИОП и Союз реставраторов Санкт‑Петербурга. А главной наградой является добрая память, которая так же долговечна, как результаты труда талантливого художника-реставратора Раисы Дементьевны Слепушкиной.

Всем добра!

Спасибо за прочтение статьи, интерес к реставрации и моей профессии, спасибо за "лайки"! Ваша подписка на канал придаст мне вдохновение создавать новые статьи и видео.

Фото обложки
Фото обложки