Найти тему
Друг Истории

"Гардемарины 1787. Мир" – заявка на комедийную мелодраму. Приключения в исторических обстоятельствах и ляпы сиквела

Разговор о художественном фильме-сиквеле “Гардемарины 1787. Мир” хотелось бы начать с определения жанра этой картины. В описании новой работы Светланы Дружининой указано по данному поводу 3 пункта, - приключения, исторический фильм, мелодрама. Я бы ещё добавил 4-ый пункт – комедия - и выстроил текст о жанре в таком порядке - приключения, комедия, исторический фильм, мелодрама. Выходя из пустого зала я думал, что такое добавление увеличило бы интерес к этому долголетнему кино зрительский интерес, а заодно дало бы драйв рекламе.

Афиша фильма. Из первой тройки актеров гардемаринов первого 4 серийного фильма Гардемарины, вперед (1987) остался Дмитрий Харатьян. Также из первого состава  шевалье де Брильи - Михаил Боярский и Софья - Ольга Машная. По этому поводу интервью Дружининой https://kino.rambler.ru/movies/51585453-pochemu-svetlana-druzhinina-vygnala-zhigunova-iz-gardemarinov/ Смотрите также отзывы
Афиша фильма. Из первой тройки актеров гардемаринов первого 4 серийного фильма Гардемарины, вперед (1987) остался Дмитрий Харатьян. Также из первого состава шевалье де Брильи - Михаил Боярский и Софья - Ольга Машная. По этому поводу интервью Дружининой https://kino.rambler.ru/movies/51585453-pochemu-svetlana-druzhinina-vygnala-zhigunova-iz-gardemarinov/ Смотрите также отзывы

В отличие от предыдущих 3 картин Дружининой на тему приключений друзей-гардемаринов– драмы в действии на экране 2023 стало много меньше, а вот объем подспудного юмора прибавился. Рассудите сами. С момента начала истории наших гардемаринов в 1742г. “Гардемарины, вперед” (вышел 1987г.) - к 1787г. прошло 45 лет, а герои остаются всё такими же лихими и в 60+, перещеголяв мушкетеров Дюма. Пожалуй, этот момент неумолимости времени чувствует в полной мере один Михаил Боярский в роли де Брильи, а остальные особо не рефлектируют, честно исполняя сценарный замысел. Тот же Корсак (Дмитрий Харатьян), по роли ему не меньше 60, успешно справляется с задачами простого матроса на корабле!

Капитан Ломбарди (Фёдор Гамалея) помогает шевалье де Брильи (Михаил Боярский)
Капитан Ломбарди (Фёдор Гамалея) помогает шевалье де Брильи (Михаил Боярский)

При этом молодая поросль - Андрей Лаптев так лихо играет юного Шурку Корсака, что хочется сравнить его как-то с Фанфаном-Тюльпаном (1952г., играл Жерар Филипп). И это сравнение укрепляет меня в мысли о комедийном жанре "4 - ых" гардемаринов.

Шурка Корсак убегает из плена
Шурка Корсак убегает из плена
Шурка Корсак прыгает со скалы в море
Шурка Корсак прыгает со скалы в море
Шурка Корсак и Александра Ягужинская (Ника Здорик)
Шурка Корсак и Александра Ягужинская (Ника Здорик)

Легкости этой мелодраме придает элемент обязательной нелепости в постановке, не говоря уже о многочисленных исторических ляпах. Сразу после объявления, что “при дворе” шествует “1787 год” мы оказываемся в Царском селе - в огромном зале Екатерининского дворца, в котором почти не заметна государыня Екатерина II, теряющая своё величие в необъятном пространстве. Любимую великую императрицу играет Кристина Орбакайте. Последняя может и похожа на немку, но никак не напоминает известные портреты Екатерины.

Кристина Орбакайте и Михаил Мамаев
Кристина Орбакайте и Михаил Мамаев
Портрет Екатерины II в дорожном костюме. 1787. М.Шибанов
Портрет Екатерины II в дорожном костюме. 1787. М.Шибанов

Юмора сцене в поглощающем пустотой огромном зале добавляют её речи, в которых никак не присутствует величавость. В паре с царицей Михаил Мамаев в роли князя Никиты Оленева смотрится как-то мешковато-нелепо, что, как и задумано режиссером, соответствует неуклюжему объяснению, что последние десятки лет он занимался работой с пером, а не шпагой.

Деловое общение Екатерины с Оленевым начинаются с сознательного ляпа. Она вводит Оленеву в курс политической ситуации и сообщает, что умер австрийский император Иосиф II (1741-1790), верный союзник России. Как знают все, даже жертвы ЕГЭ, на самом деле Иосиф умер позже и успел повоевать бок о бок с Россией против Османской империи в грядущей 7-й русско-турецкой войне 1787-1791г. Тем не менее, Екатерина II - Орбакайте, не моргнув глазом, говорит, что Австрия наряду с Францией и Англией интригует против России, будучи недовольной присоединением Крыма к России. Мягко говоря, это неправда. Россия и Австрия делили между собой территории Османской империи в Европе и были тогда союзниками. Дружинина здесь явно уступает современной моде видеть в Европе коллективного врага. Укажу также, что “для кучи” в картине повторяется мысль, что Франция играет всецело на стороне Османской империи. Это общее место из популярной образовательной литературы. На самом деле Франция была заинтересована в торговле с Россией и в союзе с Россией против Англии, Пруссии и Швеции. Будучи действительным союзником Порты, 11 января 1787г. Франция заключила с Россией Договор о дружбе, сотрудничестве и навигации. Грядущая русско-турецкая война нарушала торговые интересы Парижа в причерноморье. Поэтому французы старались в роли посредников предотвратить военное столкновение, назревающее после манифеста Екатерины II 8 апреля 1783 о присоединении Крыма. “Константинопольская конвенція о признаніи Турціей присоединенія Крыма, Тамана и Кубани къ Россійской Имперіи” 28 декабря 1783г. родилась при помощи французских дипломатов. С другой стороны, военную помощь в виде снабжения и военной миссии (для равновесия сил?) французы туркам оказывали и после 1783, их инженеры сопровождали турок в десанте на Кинбурнскую косу в 1787г..

Только верните мне крест, не может русский человек без креста! - Даниил Зайцев в роли Бобринского. На заднем плане Анастасия Макеева в роли прекрасной дамы. После спасения Бобринского из заточения он в фильме - комедии плаща и шпаги - больше не нужен.
Только верните мне крест, не может русский человек без креста! - Даниил Зайцев в роли Бобринского. На заднем плане Анастасия Макеева в роли прекрасной дамы. После спасения Бобринского из заточения он в фильме - комедии плаща и шпаги - больше не нужен.

Следующий пассаж в разговоре царицы с Оленевым касается её внебрачного сына (от Григория Орлова) Алексея Бобринского (1762-1813). В 1783-1788гг. Бобринский находился заграницей, пожил он в своё удовольствие и в Италии. Однако с весны 1785 года царский бастард пребывал в Париже. А на экране оказывается, что в 1787г. Бобринский проигрался в пух и прах в Италии, к тому же его там похитили. Всё это является творческой выдумкой, законным вымыслом - отклонением от фактов в приключенческом жанре.

Я подумал при просмотре, что это тибетец
Я подумал при просмотре, что это тибетец

А вот это какой-то творческий новояз - проигрыш Бобринского некому японцу Ли (так заявлена роль Дина Махаматдинова), который вовсе не похож на японца и непонятно, как попал в Италию. С 1639г. Япония была закрытой страной и прервала все отношения с Западом. Напомним к игре возможностей вольных перемещений во времени и пространстве, что настоящий Никита Оленев, который когда-то сопровождал будущую императрицу Екатерину II, принцессу Фике, из Пруссии в Россию, но к 1787 году, увы, скончался.

Итак, оживший Никита Оленев отправляется с “4-м” гардемарином Павлом Гориным (Александр Домогаров) в Италию искать Бобринского. Там он встречается с русским послом в Италии (его играет Всеволод Шиловский).

Бобринский жив. Посол и Оленев читают записку вымогателей, похитивших Бобринского
Бобринский жив. Посол и Оленев читают записку вымогателей, похитивших Бобринского

Поскольку Италии, как государства, в те далёкие времена ещё не существовало, мы вправе, как расследователи, предположить, что под Италией здесь подразумевается Неаполитанское королевство, а не Папская область, Тоскана, Сардинское королевство или даже Венеция. Между прочим, русским посланником в Венецианской республике, родине, кстати, казино, был в 1785-1798 А.С.Мордвинов (1733-?), но “отчего то” ничего венецианского в отличие от Гардемарины – III, зрителю не показывают. В Неаполе же русским послом в 1785-1793г был молодой П.М.Скавронский (1757-1793), однако на экране показывают довольно пожилого человека. Разумеется, возраст - это придирка, поскольку киноляп состоит скорее не в собирательном образе некой Италии, а в его истолковании. В месте заключения (снято в Крыму) похищенного Бобринского нам показывают как бы перевернутый флаг (зелено-бело-красный) ещё не существующей Италии, а вдали в море мелькает так и вовсе настоящий, неперевёрнутый флаг Италии. Показанный на переднем плане “перевернутый” флаг итальянских “стражников” был разработан французами во время итальянских походов Наполеона, он был приближен к дизайну революционного флага Франции и являлся флагом т.н. Циспаданской республики (1796-1797гг.). В кино, правда, обошлись без рисунка герба этой республики.

флаг Циспаданской республики (1796-1797) Ист. Википедия. Возможно, бюджета на сьемки в Италии не хватило, поэтому для обозначения места киношники использовали узнаваемый флаг, просто перевернули современный флаг Италии. Это примерно как, если бы нашу территорию во времена царской России обозначили бы перевернутым флагом СССР.
флаг Циспаданской республики (1796-1797) Ист. Википедия. Возможно, бюджета на сьемки в Италии не хватило, поэтому для обозначения места киношники использовали узнаваемый флаг, просто перевернули современный флаг Италии. Это примерно как, если бы нашу территорию во времена царской России обозначили бы перевернутым флагом СССР.

Из Италии наши герои отправляются на Мальту, и у Дружининой начинается форменный период ностальджи. Внезапно мы встречаем на Мальте графа Алексея Орлова. Таким образом, в предвкушении новых побед кино окунает нас в славный период 6-ой русско-турецкой войны 1768-1774гг., когда русский флот под общим командованием Алексея Орлова-Чесменского (1737-1808) курсировал по Средиземному морю и громил турок. Однако в 1775г. Алексей Орлов вышел безвозвратно в отставку. А обновленного русского флота в средиземноморье в 1787г., увы, всё же не было. Тем не менее нам представляют на Мальте капитана русского корабля – знаменитого Джулиана Ломбарди (1762-1791). Джулиано был родом с Мальты, а на русскую службу поступил мичманом перед самой войной с турками. Под командование Ломбарди на Чёрном море дали сначала галеру Десну. В результате, по киносюжету будущему герою сражений на Кинбурнской косе надо как-то доплыть с Мальты до Чёрного моря, чтобы отличиться. И здесь, как это обычно бывает, киношники попадают в хронологическую ловушку.

Де Брильи в знак благодарности предупреждает Александру Ягужинскую (Ника Здорик) о том, что турки очень скоро объявят войну России. И русский корабль под командой Ломбарди плывет извилистым путем из Мальты в Кинбурн. Прибывают друзья туда, как сообщает заэкранный голос, 2/13 октября 1787г., чтобы на следующий день сразиться с турками. Беда в том, что турки после ультиматума объявили войну России 13/24 августа 1787г. После этого о никаком прохождении судов под русским флагом через проливы Босфор и Дарданеллы речь не могла идти. Если пораскинуть мозгами, напрашивается вывод, что Ломбарди или около 3 месяцев кружил по морю от Константинополя до Кинбурна!, или он умудрился проскользнуть проливы Босфор и Дарданеллы под каким-то другим флагом. Прямо получается сюжет для отдельного киноприключения под названием “успеть к сражению”. Для того, чтобы “успеть” в Кинбурн, в кино даже передвинули дату сражения на 2 дня. Бой с турками на Кинбурнской косе происходил по хроникам войны 1/12 октября, а не 3/14 октября 1787 года. Куда глядело Российское Военно-Историческое общество? Может быть, новый фильм “Гардемарины. 1787. Война” что-то прояснит с этой накладкой. А пока это выглядит как ляп из-за путаницы сценариста со старым-новым стилем.

Продолжения фильма Гардемарины. 1787. Война

Материал включен в подборку Российское кино (здесь). Подборка Сериалы России - здесь. Смотрите обзоры по историческим фильмам в блоге Друг Истории

Признателен за поддержку! Чтобы поддержать автора, ставьте пожалуйста лайки и подписывайтесь на канал исторической аналитики.

Душин Олег, журнал №204, Друг Истории, анонсы публикаций можно видеть на Tелеграмм канале Друг Истории.