Разговор о художественном фильме-сиквеле “Гардемарины 1787. Мир” хотелось бы начать с определения жанра этой картины. В описании новой работы Светланы Дружининой указано по данному поводу 3 пункта, - приключения, исторический фильм, мелодрама. Я бы ещё добавил 4-ый пункт – комедия - и выстроил текст о жанре в таком порядке - приключения, комедия, исторический фильм, мелодрама. Выходя из пустого зала я думал, что такое добавление увеличило бы интерес к этому долголетнему кино зрительский интерес, а заодно дало бы драйв рекламе.
В отличие от предыдущих 3 картин Дружининой на тему приключений друзей-гардемаринов– драмы в действии на экране 2023 стало много меньше, а вот объем подспудного юмора прибавился. Рассудите сами. С момента начала истории наших гардемаринов в 1742г. “Гардемарины, вперед” (вышел 1987г.) - к 1787г. прошло 45 лет, а герои остаются всё такими же лихими и в 60+, перещеголяв мушкетеров Дюма. Пожалуй, этот момент неумолимости времени чувствует в полной мере один Михаил Боярский в роли де Брильи, а остальные особо не рефлектируют, честно исполняя сценарный замысел. Тот же Корсак (Дмитрий Харатьян), по роли ему не меньше 60, успешно справляется с задачами простого матроса на корабле!
При этом молодая поросль - Андрей Лаптев так лихо играет юного Шурку Корсака, что хочется сравнить его как-то с Фанфаном-Тюльпаном (1952г., играл Жерар Филипп). И это сравнение укрепляет меня в мысли о комедийном жанре "4 - ых" гардемаринов.
Легкости этой мелодраме придает элемент обязательной нелепости в постановке, не говоря уже о многочисленных исторических ляпах. Сразу после объявления, что “при дворе” шествует “1787 год” мы оказываемся в Царском селе - в огромном зале Екатерининского дворца, в котором почти не заметна государыня Екатерина II, теряющая своё величие в необъятном пространстве. Любимую великую императрицу играет Кристина Орбакайте. Последняя может и похожа на немку, но никак не напоминает известные портреты Екатерины.
Юмора сцене в поглощающем пустотой огромном зале добавляют её речи, в которых никак не присутствует величавость. В паре с царицей Михаил Мамаев в роли князя Никиты Оленева смотрится как-то мешковато-нелепо, что, как и задумано режиссером, соответствует неуклюжему объяснению, что последние десятки лет он занимался работой с пером, а не шпагой.
Деловое общение Екатерины с Оленевым начинаются с сознательного ляпа. Она вводит Оленеву в курс политической ситуации и сообщает, что умер австрийский император Иосиф II (1741-1790), верный союзник России. Как знают все, даже жертвы ЕГЭ, на самом деле Иосиф умер позже и успел повоевать бок о бок с Россией против Османской империи в грядущей 7-й русско-турецкой войне 1787-1791г. Тем не менее, Екатерина II - Орбакайте, не моргнув глазом, говорит, что Австрия наряду с Францией и Англией интригует против России, будучи недовольной присоединением Крыма к России. Мягко говоря, это неправда. Россия и Австрия делили между собой территории Османской империи в Европе и были тогда союзниками. Дружинина здесь явно уступает современной моде видеть в Европе коллективного врага. Укажу также, что “для кучи” в картине повторяется мысль, что Франция играет всецело на стороне Османской империи. Это общее место из популярной образовательной литературы. На самом деле Франция была заинтересована в торговле с Россией и в союзе с Россией против Англии, Пруссии и Швеции. Будучи действительным союзником Порты, 11 января 1787г. Франция заключила с Россией Договор о дружбе, сотрудничестве и навигации. Грядущая русско-турецкая война нарушала торговые интересы Парижа в причерноморье. Поэтому французы старались в роли посредников предотвратить военное столкновение, назревающее после манифеста Екатерины II 8 апреля 1783 о присоединении Крыма. “Константинопольская конвенція о признаніи Турціей присоединенія Крыма, Тамана и Кубани къ Россійской Имперіи” 28 декабря 1783г. родилась при помощи французских дипломатов. С другой стороны, военную помощь в виде снабжения и военной миссии (для равновесия сил?) французы туркам оказывали и после 1783, их инженеры сопровождали турок в десанте на Кинбурнскую косу в 1787г..
Следующий пассаж в разговоре царицы с Оленевым касается её внебрачного сына (от Григория Орлова) Алексея Бобринского (1762-1813). В 1783-1788гг. Бобринский находился заграницей, пожил он в своё удовольствие и в Италии. Однако с весны 1785 года царский бастард пребывал в Париже. А на экране оказывается, что в 1787г. Бобринский проигрался в пух и прах в Италии, к тому же его там похитили. Всё это является творческой выдумкой, законным вымыслом - отклонением от фактов в приключенческом жанре.
А вот это какой-то творческий новояз - проигрыш Бобринского некому японцу Ли (так заявлена роль Дина Махаматдинова), который вовсе не похож на японца и непонятно, как попал в Италию. С 1639г. Япония была закрытой страной и прервала все отношения с Западом. Напомним к игре возможностей вольных перемещений во времени и пространстве, что настоящий Никита Оленев, который когда-то сопровождал будущую императрицу Екатерину II, принцессу Фике, из Пруссии в Россию, но к 1787 году, увы, скончался.
Итак, оживший Никита Оленев отправляется с “4-м” гардемарином Павлом Гориным (Александр Домогаров) в Италию искать Бобринского. Там он встречается с русским послом в Италии (его играет Всеволод Шиловский).
Поскольку Италии, как государства, в те далёкие времена ещё не существовало, мы вправе, как расследователи, предположить, что под Италией здесь подразумевается Неаполитанское королевство, а не Папская область, Тоскана, Сардинское королевство или даже Венеция. Между прочим, русским посланником в Венецианской республике, родине, кстати, казино, был в 1785-1798 А.С.Мордвинов (1733-?), но “отчего то” ничего венецианского в отличие от Гардемарины – III, зрителю не показывают. В Неаполе же русским послом в 1785-1793г был молодой П.М.Скавронский (1757-1793), однако на экране показывают довольно пожилого человека. Разумеется, возраст - это придирка, поскольку киноляп состоит скорее не в собирательном образе некой Италии, а в его истолковании. В месте заключения (снято в Крыму) похищенного Бобринского нам показывают как бы перевернутый флаг (зелено-бело-красный) ещё не существующей Италии, а вдали в море мелькает так и вовсе настоящий, неперевёрнутый флаг Италии. Показанный на переднем плане “перевернутый” флаг итальянских “стражников” был разработан французами во время итальянских походов Наполеона, он был приближен к дизайну революционного флага Франции и являлся флагом т.н. Циспаданской республики (1796-1797гг.). В кино, правда, обошлись без рисунка герба этой республики.
Из Италии наши герои отправляются на Мальту, и у Дружининой начинается форменный период ностальджи. Внезапно мы встречаем на Мальте графа Алексея Орлова. Таким образом, в предвкушении новых побед кино окунает нас в славный период 6-ой русско-турецкой войны 1768-1774гг., когда русский флот под общим командованием Алексея Орлова-Чесменского (1737-1808) курсировал по Средиземному морю и громил турок. Однако в 1775г. Алексей Орлов вышел безвозвратно в отставку. А обновленного русского флота в средиземноморье в 1787г., увы, всё же не было. Тем не менее нам представляют на Мальте капитана русского корабля – знаменитого Джулиана Ломбарди (1762-1791). Джулиано был родом с Мальты, а на русскую службу поступил мичманом перед самой войной с турками. Под командование Ломбарди на Чёрном море дали сначала галеру Десну. В результате, по киносюжету будущему герою сражений на Кинбурнской косе надо как-то доплыть с Мальты до Чёрного моря, чтобы отличиться. И здесь, как это обычно бывает, киношники попадают в хронологическую ловушку.
Де Брильи в знак благодарности предупреждает Александру Ягужинскую (Ника Здорик) о том, что турки очень скоро объявят войну России. И русский корабль под командой Ломбарди плывет извилистым путем из Мальты в Кинбурн. Прибывают друзья туда, как сообщает заэкранный голос, 2/13 октября 1787г., чтобы на следующий день сразиться с турками. Беда в том, что турки после ультиматума объявили войну России 13/24 августа 1787г. После этого о никаком прохождении судов под русским флагом через проливы Босфор и Дарданеллы речь не могла идти. Если пораскинуть мозгами, напрашивается вывод, что Ломбарди или около 3 месяцев кружил по морю от Константинополя до Кинбурна!, или он умудрился проскользнуть проливы Босфор и Дарданеллы под каким-то другим флагом. Прямо получается сюжет для отдельного киноприключения под названием “успеть к сражению”. Для того, чтобы “успеть” в Кинбурн, в кино даже передвинули дату сражения на 2 дня. Бой с турками на Кинбурнской косе происходил по хроникам войны 1/12 октября, а не 3/14 октября 1787 года. Куда глядело Российское Военно-Историческое общество? Может быть, новый фильм “Гардемарины. 1787. Война” что-то прояснит с этой накладкой. А пока это выглядит как ляп из-за путаницы сценариста со старым-новым стилем.
Продолжения фильма Гардемарины. 1787. Война
Материал включен в подборку Российское кино (здесь). Подборка Сериалы России - здесь. Смотрите обзоры по историческим фильмам в блоге Друг Истории
Признателен за поддержку! Чтобы поддержать автора, ставьте пожалуйста лайки и подписывайтесь на канал исторической аналитики.
Душин Олег, журнал №204, Друг Истории, анонсы публикаций можно видеть на Tелеграмм канале Друг Истории.