Найти тему
Вещает Викинтоси

«Учитель – это не профессия, это моя жизнь!»

Интервью с учителем начальных классов МКОУ "Воробьевской СОШ" Зоей Ивановной Кулько.

Первый учитель всегда оставляет в нашей памяти много добрых и теплых воспоминаний. Даже спустя много лет мы помним, как он вел нас за руку в первый класс, учил читать и писать слова. Я решила взять интервью у своей первой учительницы Зои Ивановны Кулько.

- Придя домой к Зое Кулько, я невольно окунулась в воспоминания минувших лет. Сразу вспомнила, как она ругала наш класс за невыполненное домашнее задание или за то, что мы бегали по коридору, как хвалила нас за хорошо выученные стихи или красиво нарисованный рисунок.

Когда Зоя Ивановна узнала, что я буду брать у нее интервью, сразу же согласилась и очень обрадовалась. Наша беседа получилась настолько легкая и непринужденная, что мы даже не заметили как пролетели три часа.

- Почему вы выбрали именно профессию учителя?

- Профессия пришла ко мне из детства, всегда нравилось учить кого-то. Сначала были куклы, потом моя младшая сестра, а потом соседские ребята, которые были младше меня. Я рассаживала их, учила писать буквы, читать, придумывала интересные игры, чтобы заинтересовать. К восьмому классу ( в это время была еще восьмилетка) я уже точно знала, кем стану в будущем. Нравились мне все предметы, а чтобы их соединить поступила на учителя младших классов.

- Не пожалели?

- В этом году будет 39 лет моего стажа, и ни разу я не пожалела! Понимаешь, учитель – это не профессия, это моя жизнь! Люди часто спрашивают, какое у меня хобби, мое хобби – узнать какую-нибудь новую и интересную методику, чтобы потом опробовать ее на детях, показать и научить их этому. Все классы разные и для каждого нужно что-то свое.

- Что вы чувствуете, когда очередной выпуск уходит от вас?

- На выпускных я всегда плачу, от осознания того, что уже не будешь в таком близком контакте с этим классом. Очень жалко отпускать детей, настолько сильно ты к ним прикипаешь. Но потом понимаешь, что они уходят, такие большие, взрослые, каждому из них по 10-11 лет, и начинаешь гордиться ими. Сейчас ко мне ходит подготовка. Для садика они большие и в той среде уже умеют что-то делать, но для школы еще нет. И мне приходится снова погружаться в эту деятельность, объяснять вещи, которые они должны знать. Именно из-за этого ты и не чувствуешь этой "взрослости" в душе.

-Ваши ощущения сейчас?

- Не ощущаю себя опытной, хоть и знаю, что у меня большой стаж. Но я знаю, что многого не знаю, и найдется человек умеющий делать что-то лучше. У меня всегда присутствует жажда знаний, ведь мир не стоит на месте и все время появляется что-то новое. Как я буду учить других, если сама чего-то не понимаю? Могут быть проблемы с теорией, которая все время меняется, но вот практика уже давным-давно отлетает от зубов.

- Что вам нравится в профессии больше всего?

- Я даже не знаю. Мне нравится все. Нравится то, что приходят к тебе детки, которые не знают буквы, не умеют читать, держать ручку, и ты должен их научить этому. В этот момент возникает страх, а смогу ли я это сделать? Но в конце первого класса они уже более самостоятельные, а к четвертому совсем другие люди.

- С какими трудностями вы сталкиваетесь?

- Самая большая трудность сейчас – проблемы с речью у детей. В начальной школе они очень плохо говорят, это касается как произношения звуков и слов, так и того, что дети не могут рассказать о себе и о том, чем они занимались дома или на перемене. Это говорит о том, что родители с ними не говорят, не расспрашивают их о жизни вне дома. Возможно, просто включают телевизор или дают в руки телефон, и ребенок сам играет или смотрит мультики. С детьми надо разговаривать, чтобы они учились выражать свои мысли в устной форме.

Также очень много отчетностей. Это самая большая проблема. Письма на почту идут в таких объемах, что если их все читать, то времени учить детей просто не останется.

- Какими качествами, прежде всего, должен обладать учитель?

- Энтузиазмом. На мой взгляд, учитель без энтузиазма – плохой учитель. Он должен сам любить учиться, узнавать новое и читать. Также должен обладать честностью и терпением. У меня столько терпения, что я могу поделиться со всеми, ведь учителя не имеют права касаться ребенка, и что-то доносить до него можно только словами. И должна быть любовь к своей профессии, потому что если тебе не приносит удовольствия то, чем ты занимаешься, то никакого удовлетворения ты не получишь. Я согласна с высказыванием, что профессия учителя – это не работа, а призвание.

- Ваш девиз по жизни?

- У меня нет девиза, но мне очень нравится фраза: «Как ты хочешь, чтобы к тебе относились, так и ты относись к людям!»

- Сколько у вас выпусков, и какой из них самый запоминающийся?

- Всего у меня 8 выпусков, а сейчас обучаю девятый. Самый запоминающийся выпуск – это первый. Его я набрала в 1991 году и поступила на заочку в институт. Также в нем училась моя дочь, это было невероятно тяжело.

В каждом выпуске были запоминающиеся люди, талантливые. Также сложным выпуском были дети 2012 года, потому что в этом классе училась моя внучка.

Каждые 4 года заметна разница между поколениями. К сожалению, не в лучшую сторону.

- Ваша любимая поездка с классом?

- С вашим классом я пыталась выкатать максимум, побывать везде, где можно. Помню каждую поездку. Но самая запоминающаяся – поездка в цирк имени Дурова. На уроке мы рисовали цирк, и дети не понимали, что это такое, потому что ни разу не были там. И как только съездили на представление – все вопросы отпали. Эти восторженные слова ребят – самая большая радость.

Очень люблю устраивать походы. Ходим до сих пор, несмотря на запреты. Раньше, пару выпусков назад, ходили на луг на речку, устраивали «веселые старты», варили пшенную кашу, носили ее на оценку жюри. Сейчас это все, к сожалению, запретили, а родители ругаются: «Куда Вы повели наших детей, и почему так далеко ходите?» Куда далеко? Мы обошли только близлежащие улицы.

- Как Вы видите школу через 15 лет?

- 15 лет - это много или мало? В конце 20 века мир стал стремительно меняться, а в начале 21 века изменения происходят так быстро, что иногда не успеваешь за ними. Однако, хочется, чтобы к школе отнеслись как к своему любимому ребёнку - перестали ломать. А теперь помечтаем. Захожу в школу в сентябре 2038 года и, о, чудо, дети сидят на переменах с книгами в руках. На вопрос "почему с книгой?" отвечают, что готовимся к экзаменам по билетам, а сдавать экзамен, глядя учителю в глаза, надо всё-таки знать, а поэтому читаем. После уроков идут на любимые кружки, потому что их в школе большое множество - на любой вкус (деньги ведь выделяют школе столько, сколько надо). Не может школа без современной техники! Все кабинеты оснащены самым современным оборудованием. В каждом классе видеокамера - родители могут в любой момент посмотреть, чем занимается их ребёнок (это есть в некоторых школах, но, к сожалению, не во всех). Мне действительно хочется, чтобы вернули обычные экзамены по билетам, чтобы не было этого кошмара с ЕГЭ. Чтобы обязательно были шахматы в школе, просто в коридорах стояли и, самое главное, чтобы был человек, который научит в шахматы играть! Чтобы все кабинеты были оснащены всем необходимым и для лабораторной работы учителям не приходилось бы придумывать, как сделать работу.