По следам вчерашней публикации о лагере Клоога многие стали меня просить рассказать о нем более подробно. Что это был за лагерь, какой распорядок дня и такой-ли он был ужасный, как о нем многие пишут? Ведь Освенцим и Бухенвальд довольно тяжело переплюнуть в этом плане. Друзья, на самом деле, практически каждый фашистский концлагерь, а Клоога я тоже отношу к таким, был полностью идентичен Освенциму и тому же Бухенвальду, просто они были более массовыми, поэтому и оказались на слуху в большей степени, нежели остальные. Так вот, вернемся к лагерю Клоога. Я считаю, что нет ничего более объективного, чем воспоминания узника, прошедшего данный лагерь. С небольшими сокращениями, в рамках этики и модерации, мы к ним как раз и перейдем для понимания того, что из себя представлял данный концлагерь. Лагерь, который многие историки до сих пор называют одним из главных центров холокоста на территории бывшего СССР.
"Все время оккупации я находился в гетто. В начале сентября 1943 года нас разбудили и приказали готовиться к эвакуации. В 5 часов утра нас выстроили по пять человек в ряд и под большой охраной вывели. Среди охраны были солдаты СС из эстонцев, которые нам сказали, что нас эвакуируют куда-то под Таллин. После того, как мы ехали в течение четырех дней с очень долгими остановками, нас привезли в лагерь Вайвари, а уже только оттуда на следующий день в Клоога, что под Таллином. В это время там находилось примерно около четырехсот мужчин и двухсот женщин".
Самые первые заключенные стали прибывать в лагерь Клоога в период с сентября по ноябрь 1943 года. Изначально лагерь подразумевал в себе содержание максимум до 2000 узников, однако, к моменту своей ликвидации в сентябре 1944 года, их насчитывалось уже более 3000. Но, здесь стоит учитывать, что в лагере не находились постоянно одни и те же люди, там все было поставлено на массовый поток. Тяжелые условия физического труда, кочегарка (прототип крематориев), голод, холод и просто ужасное отношение охраны делали свое дело. Для примера, за год существования лагеря через него прошли более 3000 евреев из числа тех, которые там навсегда и остались. Практически все они были доставлены из различных гетто, находящихся в различных Прибалтийских городах.
"Нас разместили в одном из разрушенных зданий казарм. Так как там не было абсолютно никаких кроватей и нар, спать приходилось просто на бетонном полу. Утром нас разбили на бригады и отправили на работу. Группы были большими, моя состояла из трехсот человек. В наши обязанности входило переносить пятидесятикилограммовые мешки с цементом от завода к станции. Весь путь составлял примерно 150 метров. За нами беспрерывно следовали охранники, подгонявшие всех толстыми палками. Если охраннику казалось, что ты не проявляешь достаточно усердия, то такого человека заставляли уже не ходить, а бегать с таким грузом".
В отличие от того же лагеря Вайвара (выше на фото), о котором говорится в начале, Клоога размещалась исключительно в каменных зданиях, зачастую без нар. Но, в отличие от других лагерей, бараки были разделены на чисто женские и мужские. Было в концлагере и свое подобие госпиталя, правда никто из выживших узников не мог вспомнить, чтобы туда кто-то попадал, потому как врачебной помощи не оказывалось практически никакой. Все эстонские концлагеря были чисто трудовыми. Если лагерь Клоога был привязан, в основном, к цементному заводу, то остальные к сланцевым шахтам и прочим видам промышленности. То есть, там условия труда были в разы хуже.
"Распорядок дня унас был примерно следующий. Вставали мы в пять утра, нам раздавали пустой эрзац-кофе, а затем строили на проверку. В 6 часов утра приступали к работе, в 12 часов у нас был получасовой обед из воды с растертой в ней мукой, и затем снова работали до 18 часов. После этого следовала вечерняя проверка. Во время проверки мы выстраивались по сто человек в ряд и должны были просто ждать, пока старший охранник либо нас отправит на работу, либо обратно в лагерь. Стояли периодически часами. Причем все должны были стоять по стойке смирно, иначе полагалось наказание. По прибытии в лагерь ужина нам не давали. Следующий прием пищи состоял уже из эрзац-кофе в пять утра. И так каждый день".
На самом деле, несмотря на то что большая часть узников работала на цементном заводе, были на территории лагеря также лесопилка и прочие мелкие мастерские. Возле лесопилки находился отдельный барак, в котором содержались чисто военнопленные. Барак был огорожен колючей проволокой и единственный путь, который проделывали узники оттуда, была кочегарка.
"Каждая сотня рабочих имела своего персонального охранника, которого мы еще называли "мучителем". Самым опасным был Штейнберг, который всегда ходил с дубинкой. Также все опасались Кароля и Дыбовского. От них всегда исходила неконтролируемая агрессия. И это при том, что они были такими же эстонцами, как и мы. Был у нас и еще оидн охранник, фамилии не знаю, но мы его называли "шестиногий". Все из-за того, что он везде ходил со своей собакой. Это был очень больших размеров волкодав, которого он при любом удобном случае спускал с поводка".
Что касается питания, то оно действительно, как сказано выше, было ужасным. Эрзац-кофе, выдаваемый по утрам, был из перетертых желудей. На обед выдавали суп с перемешанной мукой, иногда там попадалась крупа или испорченное мясо. Раз в неделю выдавали кусочек хлеба. При этом, напомню, ужина, после 12-часового рабочего дня, не было. Такой долгий рабочий день был непосильным грузом для узников. Что интересно, в ряды узников периодически отправляли и тех, кто пока "сомневался" идти ему служить на стороне вермахта или пока подождать.
"У каждого из нас совершенно ничего не было. Мы лишились своих имен и вместо этого каждый из нас получил номер, обозначенный у него на плече или колене. Со временем, когда тебя все время называют по номеру, ты забываешь свое имя и помнишь только эти цифры. Если ты был замечен в какой-либо повинности, то фашисты записывали этот номер у себя в блокноте и тогда провинившийся подвергался телесному наказанию. После освобождения из лагеря я еще часто просыпался ночами с чувством того, что я не помню своего имени, помню только номер..."
Читайте также:
Мой канал в Телеграм, где публикую то, что здесь нельзя.
Мой блог в Одноклассниках, там можете писать в личные сообщения, отвечаю сразу.
Канал в RuTube, там есть много моих авторских роликов и фильмов