Вряд ли вы раньше слышали красивый термин "парейдолия". Что же обозначает это необычное слово? А можно ли найти парейдолию в реальности и прикоснуться к ней руками, или допустимо только созерцать еë издалека? Давайте вместе смотреть и разбираться, что же это за интересное явление.
______________________________________________________________
➡️Но прежде, чем мы продолжим, я прошу вас подписаться на наш канал @litmusbes. Нам это очень важно⬅️
_______________________________________________________________
Как проявляется парейдолия?
Парейдолия — это такая зрительная иллюзия, при которой человек в каких-либо предметах или узорах видит изображение лица или фигуры, которое может распознать как что-то знакомое. Это свойство человеческого восприятие применяется в архитектуре и сейчас стало довольно популярным.
Сильнее всего парейдолия проявляется на контрасте двух изображений. Это обнаружилось в ходе экспериментов, где испытуемые должны были просмотреть картинки с разбросанными в случайном порядке пятнами и описать то, что они видят.
Если человек уже разглядел в пятнах какой-то осмысленный для него объект, то вернуться в обратное состояние и "развидеть" его очень сложно. Это — одно из свойств, которое объединяет все зрительные иллюзии. У религиозных и склонных верить в волшебство людей парейдолия вызывает яркий эмоциональный отклик. Они готовы поклоняться и покупать артефакты с парейдолическими изображениями за огромную цену. Например, недоеденный бутерброд с парейдолической Девой Марией владелица хранила больше десяти лет, а потом продала его на аукционе eBay за 28 тысяч долларов. Люди могут искренне верить в божественное происхождение такого изображения или содержащего его предмета и наделяют его свойством приносить удачу и счастье.
Известные примеры парейдолии
Самое знаменитое (и банальное) изображение, содержащее на себе эффект парейдолии — это видимый с земной поверхности диск Луны. В воображении многих людей тëмные пятна «лунных морей» и светлые очертания «лунной суши» собираются в простые и понятные рожицы, рисунки зайчиков и прочие картинки. Изображение лица, пожалуй, самое частотное и простое среди всех парейдолических картинок: его можно без особого труда найти в пятнах на хлебных лепёшках и тостах, фасадах домов, рельефах на геологических картах, тенях на фотографиях поверхности Марса и других космических снимках.
Кстати, о Красной планете: на одной из фотографий, сделанной космическим аппаратом Викинг-1 в 1976 году, люди распознали образ, похожий на человеческое лицо. Впоследствии этот снимок стал известен на весь мир и получил название «марсианское лицо». А ещё ради исследования парейдолии как феномена Седрик Кифер и Джулия Лаб (работники студии дизайна Onformative в Берлине) в начале прошлого десятилетия разработали программу автоматического поиска на Google картах изображений, напоминавших человеческие лица. Ландшафты, которая находила программа, выкладывались на всеобщее обозрение в Интернет и до сих пор пользуются популярностью.
А как парейдолия используется в архитектуре?
Чаще всего парейдолия встречается на фасадах зданий, становящихся похожими на звериные мордочки или забавные рожицы. Ещё парейдолическим эффектом могут обладать отражение зданий или мостов в речной воде, озëрах и лужах, ведь в совокупности оно может придать самому зданию необычную форму и произвести абсолютно новое впечатление на зрителя.
Ещё один способ использования парейдолии — создание орнаментов, которые можно спутать с фигурами животных или растений. Чаще всего элементы подобного декора встречаются на крышах, окнах и, опять-таки, фасадах зданий.
Парейдолия в умелых руках может стать отличным инструментом для создания абстракций с помощью огромного разнообразия текстур, материалов и форм. В пример можно привести заострённые стëкла, овальные окошки и геометрические детальки на фасаде могут сложиться в удивительный пазл из самых разных образов.
В архитектуре парейдолия помогает создать индивидуальный облик для каждой постройки, добавляя её внешнему виду надолго запоминающиеся черты. Это — безусловный способ привлечь к работе архитектора всеобщее внимание и добиться восхищения самых ярых поклонников архитектуры.
А какие примеры этого явления знаете вы? Напишите в комментариях!
Автор статьи: Александра Найрас-Кель
_______________________________________________________________
Читайте также:
_______________________________________________________________
Подписывайтесь на канал, ставьте 👍, если вам понравилось, пишите комментарии, а также будем признательны за рассылку наших статей вашим друзьям и близким. Нам — продвижение, вам — качественный контент! 😊