Найти тему
ИСТОРИЯ КИНО

"Отец солдата" (СССР, 1965) и "Радуга" (СССР, 1944): лидеры советского кинопроката разных десятилетий

Отец солдата. СССР, 1965. Режиссер Резо Чхеидзе. Сценарист Сулико Жгенти. Актеры: Серго Закариадзе, Владимир Привальцев, Александр Назаров, Александр Лебедев, Владимир Колокольцев, Иван Косых, Виктор Косых и др. 23,8 млн. зрителей за первый год демонстрации.

Режиссер Резо Чхеидзе (1926–2015) поставил 11 фильмов, из которых приключенческой картине «Майя из Цхнети» и военной драме «Отец солдата» удалось войти в тысячу самых популярных советских кинолент.

Драма «Отец солдата» была очень высоко оценена советскими кинокритиками, а исполнитель главной роли – отца, разыскивающего своего сына–фронтовика, – С. Закариадзе был удостоен Ленинской премии.

Сценарист и кинокритик Михаил Папава (1906-1975) писал, что в «Отце солдата» «его большие и принципиальные удачи, несомненно, перекрывают его слабости, и поэтому хочется поздравить наших друзей с радостью победы. … Беру на себя смелость утверждать, что народный образ старого крестьянина Махарашвили, представший в фильме «Отец солдата», займет свое законное место среди лучших созданий нашего советского кинематографа» (Папава, 1965: 72).

В «Краткой истории советского кино» отмечалось, что «в рассказе о человеке авторы видят не частную историю – они говорят о народе, проявившем в священной войне с фашизмом не только героизм и самоотверженность, но и социалистическую гуманность. … Старик Махарашвили – великолепный национальный характер. В решении этого образа отчетливо проступает художественная проницательность авторов картины, показавших органическое сочетание подлинно национальных черт с интернациональными, социалистическими» (Грошев и др., 1969: 480–481).

Эмоционально трогательный фильм «Отец солдата» был очень тепло принят зрителями в год его проката, но в XXI веке зрители относятся к нему уже не так однозначно:

Мнения «за»: «Великий фильм с детства любимый мною! Тысячу раз смотрел и ещё столько же посмотрел бы, потому что такое гениальное произведение не может надоесть! Один из лучших фильмов о войне за всю историю мирового кинематографа, Шедевр на все времена!» (Владлен). «Смотрела фильм и плакала, до конца фильма была уверена, что сын будет жив, во всяком случае, этого очень хотелось. Особенно трогательно отец спрашивал у солдат "А ты не видел моего сына, красивий такой?", а ему отвечают: "А мы, отец, все красивые". Слезы наворачиваются на глаза, когда отец гладит волосы убитого сына и разговаривает с ним, как с живым. Не могу больше писать» (Татьяна).

Мнение «против»: "А, по–моему, фильм довольно посредственный, 2–й категории... Совершенно неправдоподобный сюжет. Театр одного актера – кроме Закариадзе нет никого! Остальные даже не играют – просто говорят текст. Сцены боев безобразные, так снимают любительское кино. Постоянно мелькает современная (для 1960–х) техника» (Алексей).

Киновед Александр Федоров

-2

Радуга. СССР, 1944. Режиссер Марк Донской. Сценарист Ванда Василевская (по собственной одноименной повести). Актеры: Наталья Ужвий, Нина Алисова, Елена Тяпкина, Валентина Ивашёва и др. 23,7 млн. зрителей за первый год демонстрации.

Режиссер Марк Донской (1901–1981) за свою долгую карьеру поставил 22 фильма, два из которых («Радуга», «Сельская учительница») вошли в тысячу самых популярных советских кинолент.

Удостоенная Сталинской премии, антинацистская драма «Радуга» получила хороший прием у зрителей, хотя и вызвала определенную критику со стороны киноначальства.

К примеру, министр кинематографии Иван Большаков (1902–1980) писал об этой работе Марка Донского так: «Большой творческой удачей советской кинематографии был фильм «Радуга», поставленный режиссером М. Донским … В фильме, как и в повести, ярко и волнующе раскрыты лучшие черты характера советского человека: его душевная стойкость, благородство, ясность цели, вера в победу над врагом. Нет таких мук, которые смогли бы сломить гордую и непокорную душу советского человека, до последнего дыхания преданного своей великой Родине. Эта идея и составляет основу фильма. Она придает ему единство, целостность и огромную силу эмоционального воздействия на зрителя. … Художественная законченность фильма была несколько нарушена тяготением режиссера к натурализму. Особенно яркое натуралистическое решение дано им в сцене, когда Малючиха хоронит в избе своего маленького сына, убитого фашистским солдатом. Эта сцена и отдельные натуралистические детали в фильме вызывали неудовлетворение зрителя, но не ослабили огромного интереса, вызванного глубокие содержанием и высокой художественностью «Радуги» (Большаков, 1950: 54, 56).

Спустя 19 лет И. Большакову аргументировано ответили авторы «Краткой история советского кино», утверждавшие, что «Радуга» – самое значительное кинопроизведение военных лет, «режиссер главную свою задачу видел в разоблачении фашистских зверств, и его фильм … был прежде всего призывом к возмездию. В свое время режиссера упрекали за натурализм в изображении тех моральных и физических пыток, которым фашисты подвергали беспомощных людей, оказавшихся в их власти. Этот упрек неверен. Суровая и жестокая правда мук, испытанных советскими людьми, рождает суровую и жестокую правду искусства» (Грошев и др., 1969: 316).

Такая точка зрения в большей степени совпадала с мнение рецензента газеты «Правда», писавшего в год премьеры «Радуги», что «мастерство сценария и постановки выразилось в том, что созданы не иллюстрации к повести, а самостоятельные художествен­ные сцены большой впечатляющей силы ... Фильм «Радуга» звучит, как гневная речь прокурора. Бесчеловечная расправа немецких иродов с детьми зовет к беспощад­ному возмездию. Это возмездие народа с большой силой показано в заключитель­ной сцене фильма. … Фильм очень хорошо поставлен режиссером М. Донским. Силь­ный, запоминающийся драматический образ создан народной артист­кой СССР Н. Ужвий в роли Олены Костюк. … Прекрасный, глубоко патриотический фильм «Радуга» является новым крупным достижением советской кинематографии» (Заславский, 1944).

Возвращаясь к анализу творчества Марка Донского уже в XXI веке, киновед Александр Караганов (1915–2007) писал, что в «Радуге» «обжигающая беспощадность правды человеческих мук фокусируется в образе Олены Костюк (в исполнении Н. Ужвий), дающем новые измерения самому понятию правды. … «Радуга» – это не просто трагедии матери, убиваемой фашистами. Это трагедийная поэзия, переживаемая зрителем. Страсть режиссера, ставшая внутренней страстью актера, выводит зрителя и всё искусство экрана на новые уровни сопереживания, раздвигая границы реализма» (Караганов, 2010: 155–156).

Киновед Джереми Хикс подчеркивал, что «хотя особенность изображения жестокости в фильме именно в ее эксплуатации, эта эксплуатация сознательно направлена на то, чтобы побудить весь советский народ еще больше сплотить свои силы против врага, демонстрируя ему ту страшную цену, которую будет иметь поражение. … Этот эмоциональный надрыв шокировал некоторых американских критиков, не знающих, что означает для страны переживать оккупацию и бороться за выживание, и вдобавок имеющих дело со своей отечественной киноиндустрией, все еще нацеленной на развлечение. … Сюжет «Радуги» также предвосхищает неореализм, начиняя политический и социальный нарратив религиозными интонациями: как Донской сам много лет спустя заметил в разговоре с Ужвий, Олена — это украинская Мадонна. Действительно, образ Олены сознательно цитирует изображения эпохи Ренессанса — не только Рождества, в сценах рождения сына, но и крестных мук, когда она идет в окружении немецких часовых, напоминающих римских центурионов, и затем подвергается казни на вершине холма. Кадры Олены, прижимающей к груди мертвого ребенка, также отсылают к православной иконописи. … «Радуга» остается одним из наиболее сильных советских фильмов военного времени и заслуживает соответствующего признания» (Хикс, 2012).

Другие зарубежные киноведы и кинокритики тоже не раз называли Марка Донского предтечей неореализма в кино. Кто–то из западных киноведов и журналистов вспоминал в связи с этим «горьковскую» трилогию режиссера («Детство Горького, «В людях», «Мои университеты»), кто–то – «Радугу». В любом случае именно этими работами Марк Донской навсегда вошел в историю мирового киноискусства.

Приведу только одно зрительское мнение «Радуге», высказанное уже в XXI веке:

«Один из лучших фильмов, которые я видела. Но и один из самых страшных. Эпизод, когда мать хоронит своего маленького сына в хате, притаптывая могилу, чтобы немцы не нашли, иначе расстреляют всю семью (мальчика ранили, когда он относил хлеб арестованной) потрясает. А как это раненный мальчик зовёт маму! Сколько же горя принесли людям немцы! … Если Вы не видели этот фильм, обязательно посмотрите, не пожалеете» (Татьяна).

Киновед Александр Федоров