Повесть белорусского писателя Ивана Ивановича Сабило (р.1940) «Предел прочности» вызвала стойкое впечатление неприязни к её герою. Почему? Сейчас попробую объяснить.
Повесть написана от первого лица. Герой – писатель Юрий Крайнев, попав по пьяному делу в милицию, пытается всячески обелить себя, оправдаться, не брезгуя даже элементарным враньём. Может быть, само по себе это и не особо впечатлило бы, но начало повести говорит нам о том, что Юрий – человек небесталанный (его книга готовится к печати) и довольно принципиальный (отказывается писать рецензию на непонравившийся ему роман за деньги, хотя никто и не просит писать рецензию положительную). Что же с ним происходит дальше? Гордясь сам собой за удачный день (проявленная принципиальность и хорошая новость о собственной книге), он совершенно импульсивно знакомится на улице с хорошенькой девушкой и приглашает её в ресторан. Нормальный поступок, в принципе? Было бы ничего особенного, если не учитывать то, что во-первых, он женат, а во-вторых, бросив жену и маленькую дочь, живёт с другой женщиной. Так вот, в ресторане он случайно оказывается за соседним столиком с тем самым неприятным ему автором, рецензию на чей роман он отказался написать. Выпив почти целую бутылку водки в одиночку, он начинает вести себя неадекватно: скандалит с неприятелем, некорректно ведёт себя с девушкой, которую сам же и пригласил, в результате чего девушка уходит, обидевшись. Видимо, водка настолько ударяет по мозгам Крайневу, что он по непонятной для меня (и себя) причине отнимает у швейцара ресторана деньги, а потом, упёршись и не желая признавать свою дурость, отказывается деньги отдать и выдумывает для себя оправдание: мол, швейцар должен был разменять ему крупную купюру и решил кинуть его.
Дело не стоит выеденного яйца, но упёртость пьяного писателя привела к тому, что его забрали в милицию и завели на него уголовное дело, Причём, Крайнев упорно продолжает гнуть свою линию: мол, не я взял, а у меня взяли. Даже на очной ставке со швейцаром ему не стыдно врать пожилому человеку прямо в глаза. Себя он оправдывает очень просто: ему стыдно признаться в своём немотивируемом поступке. А чтобы как-то показать свою значимость, он придумывает для себя версию, что всё пережитое им будет служить материалом для новой повести.
В процессе написания этой новой повести писатель задумывается и о себе как о личности. У него получается, что личность он вполне неплохая, вот только не повезло ему в жизни. В самом деле, с женой он ещё не развёлся (подумаешь, уже три года как не живёт с ней!), а у неё уже другой мужчина завёлся! Коварная! По-видимому то, что сам он давно живёт с другой женщиной, а в ресторан ходит с третьей, ему представляется вполне нормальным. Но всё же что-то в мозгах у Крайнева сдвигается, и он решает позвонить швейцару и попытаться объяснить ему импульсивность своего поступка (не подлость, а именно импульсивность).
Дальше идёт последняя страница повести, которая совершенно неожиданным образом поворачивает ситуацию от фарса к трагедии. И последний абзац вроде бы показывает, что осознал писатель свою неправоту, но почему-то ему стойко не веришь. Не осознал он ничего. Просто за себя боится.
Очень хорошо показал Иван Сабило непорядочного, трусливого и себялюбивого человека. А то, что он – писатель, «инженер человеческих душ», - ещё больше показывает глубокий упадок духовной жизни нашего общества. Вот интересно, ситуацию автор придумал или рассказал подлинный эпизод из жизни своей или чьей-нибудь? Уж больно подробно и достоверно описано всё, что касается милиции, следствия, психиатрической экспертизы…
Этот материал ранее был размещён мною здесь.