Найти в Дзене
Сфинкс

1917 - 2007 годы в воспоминаниях моего деда

Детство и юность (часть 2)

Летом я пахал землю плугом в упряжке и боронил её деревянной бороной с железными зубьями, вывозил лошадью на телеге навоз со скотного двора в поле. Иногда, в солнечную погоду забирался на крышу дома и читал книги. Помню, когда мне исполнилось 7 лет, ходил я с двоюродным братом Алексеем (его все Лёлькой звали) в ближайшие деревни, где помогал ему портняжничать: сбривал шерсть с овечьих шкур, которая в виде ремешков шла на опушку рукавов и подола шубы, вымётывал петли и пришивал пуговицы (до сих пор эти навыки сохранились), научился шить на машинке. Сам же Лёлька научился портняжному делу у тяти, моего отца.

За домом и сараем обычно сажали картошку, немного лука, а в конце этого участка стояла баня, в которой печь топилась по-чёрному. Это когда дым от сгорания поленьев выходил не через трубу на улицу, а валил прямо в помещение бани. Сверху на печь навалены были камни, которые в конце процесса топки обливали водой для образования пара. Белые облака пара обволакивали тех, кто лежал или сидел на нарах - деревянных полках, выстланных соломой, - и это называлось "париться". Зимой, напарившись, я выбегал голышом за дверь и валялся в снежных сугробах - это было хорошей закалкой.

Рядом с сараем располагался погреб, в котором сверху хранилось зерно, а нижнюю часть, представлявшую собой яму два на два метра, летом использовали как холодильник. Около погреба росла красная рябина, ветки которой я срывал осенью и хранил зимой в кузовке. Доставали её зимой замёрзшей, оттаивали и вкушали за отсутствием других лакомств. Росло несколько кустов малины, а яблонь не было вовсе.

Чем мы питались? Кроме ржаного хлеба, который выпекали сами, баловались молоком, хотя его было так мало, что, образно говоря, только кошке хватало, бараниной, так как держали шесть-семь овец постоянно, а иногда и телятиной, если удавалось вырастить тёлочек.

Наряду с рожью и овсом сеяли много льна, из семян которого выбивали льняное масло. В соседней деревне Ступолахте была маслобойка: с помощью лошадей крутили колесо, и через нехитрое устройство из семян льна, помещённых в холщовые мешочки между двумя брусьями, выдавливалось масло. Мне приходилось самому водить лошадку по кругу и приводить во вращение колесо. Льняное масло стекало в посуду и потом, уже разлитое в стеклянные бутыли, попадало на стол. Очень вкусное было это масло, особенно, когда им заправляли пшённую кашу.

За Ступолахтой дорога шла к поселению под названием Село, а за ним - к большой, типа районного центра, деревне Вертягино. На пути этом встречалось много мелких деревень с церквями, одна из этих деревень называлась Логом, с небольшим журчащим ручьём, через который даже мостика не было. В летнее время здесь останавливался табор цыган, которые ходили по близлежащим деревням и собирали "подати", а у кого что плохо лежало, то и пропадало навсегда. Торговали они и лошадьми (наверняка тоже крадеными).

За ручьём было небольшое поле (нивой называлось) с мелким перелеском по краям, и оттуда открывался вид на деревню Починок. Перед деревней был небольшой пруд, метров по двадцать на сторону. Из него брали воду на полив капусты, которую сажали справа вдоль дороги. Левее пруда рос хилый сосняк, в котором, однако, водилась и клюква, и брусника, да и грибы попадались. Дорога, что проходила посреди деревни, была довольно грязная, особенно, в пору дождей. Тогда по ней текли бурные ручьи, и мы с ребятами гонялись по ним с самодельными ружьями из прутьев и поленьев.

Всего в нашей деревне насчитывалось 50 домов, по 25 с каждой стороны дороги. Каждая сторона называлась посадом. Слева от упоминавшейся уже часовни, метрах в ста, стоял наш дом.

Магазинов в деревне не было, отсутствовало и электричество. Развлечений тоже было мало, разве что немое кино привозили иногда в школу, да установленный посреди деревни так называемый "цыган" - столб с крюками наверху. За крюки были зацеплены четыре толстые верёвки, которые внизу оканчивались петлями.В петли пролезали, разбегались и садились на ходу. Одновременно вокруг столба могли крутиться четверо.

Играли и в городки. Столбики для этой игры вырезали из палок. Устанавливали столбики в виде различных фигур в середине начерченного на земле круга и с определённого расстояния бросали биту - длинную толстую палку, - выбивая из круга городки.

В праздники молодёжь гуляла, пили пиво. Больше заняться было нечем. В Пасху ходили в церковь, звонили в колокола. В масленицу было широкое гулянье: собирали много дров со всей деревни и жгли большие костры.

У школьников главным делом было учить уроки. После окончания четвёртого класса учился я в Максинской семилетней школе, что в четырёх километрах от Починка. Ходил пешком, так как общежития не было. По окончании семилетки каким-то образом поступил в Череповецкий педагогический техникум, но там, практически, не учился, потому что жить было не на что - питался одними солёными огурцами из-за их дешевизны. Вскоре сбежал оттуда домой, к родителям, а позднее подал заявление в Ленинградский железнодорожный техникум, сдал успешно вступительные экзамены и был зачислен на первый курс. Началась настоящая учёба, которая и определила всю мою дальнейшую судьбу...

Продолжение следует...