Найти тему

Мост через реку Янисйоки - жемчужина Северного Приладожья

Недалеко от места, где река Янисйоки вытекает из озера Янисъярви, расположен очень колоритный железнодорожный мост, построенный в начале 20 века. Его нам не раз доводилось видеть на фотографиях с "Рускеальским экспрессом" - туристическим ретропоездом, который курсирует от Горного парка "Рускеала" до города Сортавала, но иногда отправляется для фототуров и к мосту, которому посвящена эта статья.

"Рускеальский экспресс" на мосту через Янисйоки. Фото из Интернета.
"Рускеальский экспресс" на мосту через Янисйоки. Фото из Интернета.

Сам этот мост нам, конечно же, давно хотелось увидеть вживую. Доехать до него оказалось не так уж сложно. С трассы А-121 "Сортавала" нужно повернуть на поселок Харлу, от него доехать до поселка Хямекоски. В Хямекоски перед автомобильным мостом через реку Янисйоки повернуть налево (вот здесь: 61.860299, 30.956787) и ехать вдоль реки, никуда не сворачивая, около 2 км, до самого моста. Дорога почти везде грунтовая, состояние до Хямекоски достаточно хорошее. Оставшийся участок, идущий вдоль реки, похуже, но в принципе проходимый для почти любой машины. У нас кроссовер, но видели там и обычные легковушки. Единственное, я, конечно, говорю о лете. Возможно, осенью, в сезон дождей, попасть сюда сложнее.

А вот и сам мост
А вот и сам мост
-3

Мост действительно оказался очень хорош и однозначно входит в список достопримечательностей Карелии, которые стоит увидеть. Интересна и необычна сама его железобетонная арочная конструкция. В этих краях подобного почти не встретишь. Дополняют атмосферу и места, где мост расположен. Они малонаселенные и малопосещаемые, вокруг красивые карельские леса, под мостом протекает живописная порожистая река Янисйоки.

-4
-5
-6
-7
-8

Самому этому мосту около 100 лет, и появился он в те времена, когда территория карельского Северного Приладожья была частью Финляндии. Его построили в 1919 году при прокладке железнодорожной линии Маткаселькя - Суоярви, соединившей основную железнодорожную сеть страны с восточными приграничными территориями, богатыми лесными ресурсами. Мост был заказан финляндским правительством частной компании «O. Y. Construсtor A. B». Проект подготовил директор компании и профессор Высшей технической школы в Хельсинки Эмиль Холмберг, а строительными работами руководил опытный инженер Мане Муниоваара. Работы начались в мае, а завершились в ноябре 1919 года, продлившись, таким образом, всего полгода. Трехарочный мост длиной 110 метров, выполненный из армированного бетона, был сдан в эксплуатацию 26 ноября 1919 года.

Испытания несущей способности моста 26 ноября 1919 года
Испытания несущей способности моста 26 ноября 1919 года

Материалы для строительства подвозились по узкоколейной железной дороге, проходившей под западной аркой моста. Кстати, та грунтовая дорога, по которой мы ехали к мосту вдоль реки Янисйоки от поселка Хямекоски, как раз проходит по линии этой снятой узкоколейки. Когда-то она соединяла фанерный и электрометаллугический заводы в Хямекоски и гавань у южного берега озера Янисъярви. Заводы эти давно не работают. Были разрушены во время советско-финской войны 1939-1940 годов. А узкоколейку разобрали, видимо, в 1943 году.

Старая фотография узкоколейки и моста через Янисйоки
Старая фотография узкоколейки и моста через Янисйоки
Когда-то вот под этой аркой моста проходила узкоколейная железная дорогая. Сейчас проходит автомобильная грунтовка. Рядом с мостом есть место для парковки, подсыпанное щебнем.
Когда-то вот под этой аркой моста проходила узкоколейная железная дорогая. Сейчас проходит автомобильная грунтовка. Рядом с мостом есть место для парковки, подсыпанное щебнем.

К железной дороге, проходящей по мосту, можно подняться по деревянной лестнице. Лестница имеет перила и смотрится достаточно аккуратно. Видимо, сделали ее недавно.

-12
-13

Сверху, почти у самого начала моста, находится остановочный пункт "Яниссилта". С финского языка это название можно перевести как "заячий мост". Видимо, это название можно считать официальным наименованием моста. Оно явно связано с названиями находящихся рядом реки Янисйоки ("заячья река") и озера Янисъярви ("заячье озеро"). Не знаю, что насчет количества зайцев в этих местах, но лесов вокруг очень много.

-14
-15
Вид на верхнюю часть моста через реку Янисйоки с платформы
Вид на верхнюю часть моста через реку Янисйоки с платформы

Платформа тоже новая, типовая для станций в окрестностях Горного парка "Рускеала" и города Сортавала, т.е. самых туристических мест Карелии. Поезда здесь ходят очень нечасто, да и людей вокруг почти не живет. Платформа, судя по всему, выполняет главным образом эстетическую функцию: ее видно из окон проходящих мимо туристических поездов, так что для создания красивой картинки ее, вероятно, и построили. Чувства это, конечно, вызывает неоднозначные. С одной стороны, приятно видеть новую и аккуратную платформу, а с другой, она явно контрастирует с общим впечатлением покинутости этих территорий и разрухи вокруг: в окрестностях много заброшенных предприятий и старых, заброшенных домов еще финских времен. Сто лет назад здесь кипела жизнь, а теперь царит запустение, только прикрытое красивыми декорациями. Хотя величественная природа вокруг сглаживает грустные мысли и рождает какое-то умиротворение. Сами эти места очень хороши.

-17

А еще рядом с мостом, чуть ниже по течению реки Янисйоки, можно обнаружить старую игольчатую плотину, которая используется, видимо, для регулирования уровня воды в реке. Дело в том, что ниже по течению Янисйоки располагается каскад из трех действующих ГЭС, построенных в конце 19 - начале 20 веков: Хямескоски, Харлу, Ляскеля. По самой плотине можно дойти до противоположного берега реки. Кстати, именно с нее открывается, пожалуй, самый впечатляющий вид на арочный мост.

М.С.

Игольчатая плотина перед мостом чуть ниже по течению реки Янисйоки
Игольчатая плотина перед мостом чуть ниже по течению реки Янисйоки
-19
Механизм, открывающий плотину. Видимо, сохранился с финских времен.
Механизм, открывающий плотину. Видимо, сохранился с финских времен.
Вид на арочный мост с плотины
Вид на арочный мост с плотины

Если публикация вам понравилась, подписывайтесь на канал, комментируйте и ставьте лайки! А мы будем стараться сделать его еще интереснее)