Недалеко от места, где река Янисйоки вытекает из озера Янисъярви, расположен очень колоритный железнодорожный мост, построенный в начале 20 века. Его нам не раз доводилось видеть на фотографиях с "Рускеальским экспрессом" - туристическим ретропоездом, который курсирует от Горного парка "Рускеала" до города Сортавала, но иногда отправляется для фототуров и к мосту, которому посвящена эта статья.
Сам этот мост нам, конечно же, давно хотелось увидеть вживую. Доехать до него оказалось не так уж сложно. С трассы А-121 "Сортавала" нужно повернуть на поселок Харлу, от него доехать до поселка Хямекоски. В Хямекоски перед автомобильным мостом через реку Янисйоки повернуть налево (вот здесь: 61.860299, 30.956787) и ехать вдоль реки, никуда не сворачивая, около 2 км, до самого моста. Дорога почти везде грунтовая, состояние до Хямекоски достаточно хорошее. Оставшийся участок, идущий вдоль реки, похуже, но в принципе проходимый для почти любой машины. У нас кроссовер, но видели там и обычные легковушки. Единственное, я, конечно, говорю о лете. Возможно, осенью, в сезон дождей, попасть сюда сложнее.
Мост действительно оказался очень хорош и однозначно входит в список достопримечательностей Карелии, которые стоит увидеть. Интересна и необычна сама его железобетонная арочная конструкция. В этих краях подобного почти не встретишь. Дополняют атмосферу и места, где мост расположен. Они малонаселенные и малопосещаемые, вокруг красивые карельские леса, под мостом протекает живописная порожистая река Янисйоки.
Самому этому мосту около 100 лет, и появился он в те времена, когда территория карельского Северного Приладожья была частью Финляндии. Его построили в 1919 году при прокладке железнодорожной линии Маткаселькя - Суоярви, соединившей основную железнодорожную сеть страны с восточными приграничными территориями, богатыми лесными ресурсами. Мост был заказан финляндским правительством частной компании «O. Y. Construсtor A. B». Проект подготовил директор компании и профессор Высшей технической школы в Хельсинки Эмиль Холмберг, а строительными работами руководил опытный инженер Мане Муниоваара. Работы начались в мае, а завершились в ноябре 1919 года, продлившись, таким образом, всего полгода. Трехарочный мост длиной 110 метров, выполненный из армированного бетона, был сдан в эксплуатацию 26 ноября 1919 года.
Материалы для строительства подвозились по узкоколейной железной дороге, проходившей под западной аркой моста. Кстати, та грунтовая дорога, по которой мы ехали к мосту вдоль реки Янисйоки от поселка Хямекоски, как раз проходит по линии этой снятой узкоколейки. Когда-то она соединяла фанерный и электрометаллугический заводы в Хямекоски и гавань у южного берега озера Янисъярви. Заводы эти давно не работают. Были разрушены во время советско-финской войны 1939-1940 годов. А узкоколейку разобрали, видимо, в 1943 году.
К железной дороге, проходящей по мосту, можно подняться по деревянной лестнице. Лестница имеет перила и смотрится достаточно аккуратно. Видимо, сделали ее недавно.
Сверху, почти у самого начала моста, находится остановочный пункт "Яниссилта". С финского языка это название можно перевести как "заячий мост". Видимо, это название можно считать официальным наименованием моста. Оно явно связано с названиями находящихся рядом реки Янисйоки ("заячья река") и озера Янисъярви ("заячье озеро"). Не знаю, что насчет количества зайцев в этих местах, но лесов вокруг очень много.
Платформа тоже новая, типовая для станций в окрестностях Горного парка "Рускеала" и города Сортавала, т.е. самых туристических мест Карелии. Поезда здесь ходят очень нечасто, да и людей вокруг почти не живет. Платформа, судя по всему, выполняет главным образом эстетическую функцию: ее видно из окон проходящих мимо туристических поездов, так что для создания красивой картинки ее, вероятно, и построили. Чувства это, конечно, вызывает неоднозначные. С одной стороны, приятно видеть новую и аккуратную платформу, а с другой, она явно контрастирует с общим впечатлением покинутости этих территорий и разрухи вокруг: в окрестностях много заброшенных предприятий и старых, заброшенных домов еще финских времен. Сто лет назад здесь кипела жизнь, а теперь царит запустение, только прикрытое красивыми декорациями. Хотя величественная природа вокруг сглаживает грустные мысли и рождает какое-то умиротворение. Сами эти места очень хороши.
А еще рядом с мостом, чуть ниже по течению реки Янисйоки, можно обнаружить старую игольчатую плотину, которая используется, видимо, для регулирования уровня воды в реке. Дело в том, что ниже по течению Янисйоки располагается каскад из трех действующих ГЭС, построенных в конце 19 - начале 20 веков: Хямескоски, Харлу, Ляскеля. По самой плотине можно дойти до противоположного берега реки. Кстати, именно с нее открывается, пожалуй, самый впечатляющий вид на арочный мост.
М.С.
Если публикация вам понравилась, подписывайтесь на канал, комментируйте и ставьте лайки! А мы будем стараться сделать его еще интереснее)