Найти тему
Наташа Александрова

"Они используют наших детей, чтобы продвигать свои идеи..." Так высказались госчиновники о популярном мультфильме

Этот милый, до сих пор любимый многими поколениями зрителей мультфильм вызвал в Госкино, как ни странно, резкую отповедь. Общий смысл претензий сводился к тому, что авторы использовали детский фильм для пропаганды чуждых советским людям художественных ценностей, популяризации абстракционизма. Действительно, некоторые части фильма были сняты в 1969 году в стиле поп-арта, весьма модного в то время течения в западном авангардном искусстве.

В Советском Союзе знакомство с поп-артом началось с зарубежных выставок, самой известной из которых была Американская выставка 1959 года. Пожалуй, впервые советские люди массово знакомились с такими художниками, как Джексон Пол­лок, Марк Ротко, Виллем де Кунинга и Ив Танги.

Незабываемое впечатление произвела картина Поллока "Собор".

Конечно, далеко не все художники восторженно приветствовали новый тип искусства. Случались и такие отзывы:

Абстрактная живопись и скульптура представлены на американской выставке в Москве. Не случайно салон, где выставлены эти произведения, наши зрители окрестили «комнатой смеха». На полотнах — беспорядочное переплетение изломанных линий, похожие на кляксы бесформенные пятна; уродливые глыбы громоздятся на постаментах. Здравомыслящий человек ничего не может здесь разобрать. А таблички с надписями уверяют, что это пейзажи, скульптурные портреты людей.

Это отрывок из статьи художника Павла Соколова-Скаля «Уход от правды жизни», посвященной Американской национальной выставке.

 Подпись под иллюстрацией: «Эта "картина” американского художника Уильяма Де Кунинга “Эшвилл 2" якобы изображает городской пейзаж…"
Подпись под иллюстрацией: «Эта "картина” американского художника Уильяма Де Кунинга “Эшвилл 2" якобы изображает городской пейзаж…"

Но многие художники жадно впитывали новые впечатления, поражались свободе выражения своих западных коллег. Для них картины этих художников олицетворяли идеи либерализма и свободы.

Здесь, пожалуй, все-таки больший интерес вызывает традиционная живопись...
Здесь, пожалуй, все-таки больший интерес вызывает традиционная живопись...

В это же время в мультипликацию пришло новое поколение художников, которые искали современные средства выразительности. Считалось, что эстетика Диснея уже устарела и надо искать какие-то оригинальные, непохожие на все прежние, подходы.

Одним из зачинателей нового отношения к искусству анимации в России был Анатолий Петров. Он считался молодым художником, хотя на его счету уже были такие замечательные произведения, как "Петя и красная шапочка", "Вовка в тридевятом царстве", "История одного преступления". Правда, в этих фильмах он работал в качестве художника, а мечтал стать режиссером. Потом случилась стажировка в Югославии. Вернувшись на родину, Анатолий с женой Галиной Бариновой придумали "Веселую карусель". Это сборник коротких, смешных и ярких мультфильмов. Первый выпуск состоял из четырех частей, и каждая была по-своему хороша и самобытна. Открывал альманах фильм Галины Бариновой " Мозаика". Об идее своей работы и её художественном воплощении художник написала:

-4
В моем сюжете изображение было составлено из треугольников. Я понимала, что одно дело — нарисовать зайчика с глазками и ресничками и совсем другое — сделать из треугольников цветной бумаги кошку. По сути, там ничего от кошки нет, но она все равно кошка, потому что соответствующим образом двигается. В этом и есть искусство мультипликатора, мне хотелось передать все навыки, которыми я обладала. У меня был внутренний протест против «ресничек».

Однако "Мозаика" была больше похожа на калейдоскоп. Поворот трубки - и неожиданно возникает новый вираж сюжета, как в калейдоскопе моментально появляется новый узор. Кошка охотится на мышку, одна секунда - и вот же кошка из охотника превращается в дичь: её преследует невесть откуда взявшаяся собачка. Тигр, мгновенно сложившийся из опавших цветов, устремляется за собакой. Но и тигру противостоит охотник с ружьем. Одним словом, нет в мире спокойствия и счастья: каждый попеременно может быть и дичью, и охотником, и превратности судьбы предугадать невозможно.

Мультфильм А. Петрова "Рассеянный Джованни" поставлен по сказке Д. Родари. Итальянский сказочник был большим другом СССР, и по его произведениям в нашей стране было создано немало фильмов. Но "Рассеянный Джованни" - фильм особенный: он тесно связан с эстетикой Фернана Леже. Вдова талантливого французского художника, Надежда Ходасевич-Леже, очень много делала для популяризации творчества мужа в Советском Союзе.

-5
Картины Ф. Леже (1881 - 1955) В свободном доступе
Картины Ф. Леже (1881 - 1955) В свободном доступе
А это кадр из мультфильма
А это кадр из мультфильма

А. Петров был увлечен и очарован искусством Ф. Леже, в его живописи художник увидел возможность внести новые веяния в мультипликацию, создать особый, красочный и необычный мир. В фильме странным и в то же время узнаваемым было все: и главный герой - кукольный мальчик, который терял руки, ноги и даже голову(а ведь мы все иногда теряем голову, не так ли?), консервная банка, которую Джованни пинал, как футбольный мяч (это любят делать дети во всем мире), невозмутимая, перевернутая в восприятии мальчика кошка, большая грустная собака, мама Джованни, занятая обычной работой по хозяйству. В фильме явно чувствовалось и влияние итальянского кинематографа - неореализма и магического реализма.

Как видим, постепенно элементы модернизма попадали в массовую культуру. И речь идет не только о Ф.Леже. Один из персонажей мультфильма - фигуристая дама средних лет - несет авоську с изображением кругов.

-8

Это намек на творчество Кеннета Ноланда, одного из ведущих, по мнению апологета модернизма К. Гринберга, художника-экспрессиониста. В середине пятидесятых годов он начал делать радиальные композиции в виде мишени. Художник разрабатывал так называемую живопись фигурного холста. Ноланд изображал геометрические фигуры, зачастую в форме цветных кругов или колец. Такие круги мы видим и на холщовой сумке героини мультфильма.

Живопись К. Ноланда (1924 - 2010). В открытом доступе.
Живопись К. Ноланда (1924 - 2010). В открытом доступе.

"Рассеянный Джованни" - очень милый мультфильм, который многим нравился, хотя подозреваю, что зрители практически не догадывались о связи мультфильма с модернистскими течениями живописи. Гораздо большей популярностью пользовался мультфильм "Антошка" из этого же выпуска. Автором его был Алексей Носырев, который в свое время учился в Федоскинском художественно-промышленном училище. Он придумал веселого и смешного рыжего мальчишку, который так полюбился юным зрителям, что автор использовал этот образ еще в нескольких фильмах "Веселой карусели" - "Рыжий, рыжий, конопатый", "Жили у бабуси два веселых гуся". Во всех этих фильмах А. Носырева бушует, играет разными гранями, торжествует русский стиль.

Последним, четвертым, в выпуске стал фильм, который приобрел просто бешеную популярность. Это "Ну, погоди!" Позже работу над этим мультфильмом, который стал многосерийным, выделили в отдельное производство. Герои первого фильма разительно отличались от поколения потомков: волк, злобный, несимпатичный и туповатый, был начисто лишен своеобразного обаяния и элегантности более позднего персонажа - стиляги и хулигана, да а зайчику еще только предстояло превратиться в милого пушистика, похожего на образцового смекалистого пионера времен застоя. Можете убедиться сами,

-10

Позже в одном из выпусков А. Петров создал мультфильм "Голубой метеорит" . Автором стихотворения, которое легло в основу сценария, был известный детский поэт Роман Сеф. Петров любил астрономию и хотел, чтобы дети тоже ею заинтересовались. Поэтому "Голубой метеорит" он сделал неслучайно. Но, возможно, еще более неслучайным было то, что снят он в стиле гиперреализма, - так считает Г. Баринова, жена и единомышленник А. Петрова.

Кадр из мультфильма "Голубой метеорит" (1971). В свободном доступе.
Кадр из мультфильма "Голубой метеорит" (1971). В свободном доступе.

Можно предположить, что на создателей этого мультфильма оказал влияние не только , а может быть, и не столько гиперреализм. В конце шестидесятых годов был снят знаменитый английский мультфильм "Желтая субмарина", героями которого стали музыканты знаменитого квартета "Битлз". Это был совершенно сумасшедший фильм - психоделика просто зашкаливала. До сих пор, пожалуй, нет однозначной оценки этого произведения. Но, думаю, любителям "Ливерпульской четверки" в любом случае будет интересно этот фильм посмотреть. Некоторое влияние "Желтой субмарины" ощущается и в "Голубом метеорите".

Желтая субмарина. В свободном доступе.
Желтая субмарина. В свободном доступе.
А это фотография создателей знаменитого мультфильма. А ведь чем-то похожи...
А это фотография создателей знаменитого мультфильма. А ведь чем-то похожи...

В любом случае мы благодарны этим замечательным людям за их труд и вдохновение!