В Государственном центральном театральном музее имени А.А. Бахрушина хранится акварельный портрет, аннотированный как «портрет мужчины в мундире», авторство которого, согласно, музейной описи, неизвестно
Между тем крупная подпись в низу рисунка недвусмысленно заявляет: «Портретъ поэта Лермонтова, написанный имъ самимъ»! Более того, в правом нижнем углу рисунка стоит подпись его предполагаемого автора, которую четко разобрать при имеющемся качестве снимка сложновато, но выглядит она действительно похожей на «Lermontoff».
Что же, мы имеем дело в сенсацией, с еще одним, по какой-то причине не введенным в научный оборот, автопортретом Михаила Юрьевича?
Увы, похоже, нет.
Об этом свидетельствуют детали мундира, в котором изображен портретируемый. А изображен он в сюртуке с двумя золотыми обер-офицерскими эполетами на плечах, причем поле эполет голубого цвета и на нем расположены цифры, предположительно – «6». Но, прежде, чем продолжить о мундире на портрете более подробно, поговорим о тех мундирах, которые мог носить М.Ю. Лермонтов.
Как я уже однажды отмечал, за свою жизнь поэт успел послужить в четырех полках:
- Лейб-гвардии гусарском
- Лейб-гвардии Гродненском гусарском
- Нижегородском драгунском
- Тенгинском пехотном.
В первых трех из этого перечня кавалерийских полках эполеты офицеров не несли никаких цифр. Вот, например, портрет М.Ю. Лермонтова (работы А.И. Клюндера) в сюртуке Лейб-гвардии Гусарского полка
Единственная часть, служа в которой, Лермонтов должен был носить эполеты с номером – это Тенгинский пехотный полк. Поскольку этот полк состоял первым полком 20-й пехотной дивизии, его офицеры носили золотые эполеты с красным полем и шифровкой «20». В сюртуке этого полка Лермонтов изображен на известном портрете К. Горбунова.
Вот только в соответствии с распространенной среди офицеров Кавказского корпуса практикой Лермонтов на этом портрете не имеет на сюртуке эполет, почему мы и не можем увидеть ни цвет их поля, ни шифровку.
Помимо цвета эполет и шифровки на них, необходимо отметить еще пару нюансов тенгинского мундира Лермонтова. Офицерам пехотных полков полагались сюртуки с красным воротником. На приведенном портрете Горбунова Лермонтов «отложил» воротник, который вообще-то должен носиться стоячим (опять кавказская вольность), поэтому то красное, что мы видим – это цвет подкладки воротника. Но и с лицевой стороны он тоже должен быть красным. И, наконец, вспомним, что закончил жизнь поэт в чине поручика Тенгинского полка. В соответствии с чином на его эполетах должно было быть три звездочки.
Теперь вернемся к портрету из Театрального музея. Офицер на нем изображен в сюртуке с зеленым воротником с красной выпушкой. Вкупе с золотыми эполетами, имеющими голубое поле, это означает, что перед нами – офицер егерского полка. Персонаж изображен с усами, ношение которых офицерам егерским полков, наряду с офицерами всех остальных родов и видов войск, до этого не имевших на это права, было даровано в июне 1832 г. В 1833 г. была проведена реорганизация армии, в ходе которой произошло и перераспределение между полками номеров и цвета погон/поля эполетов. До 1833 г. голубые погоны с цифрой «6» носил 11-й егерский полк. Служившие в нем офицеры – соответственно, эполеты с голубым полем и указанной цифрой. Но все-таки более вероятно, что портрет был создан после 1833 г., чем в достаточно короткий промежуток между разрешением носить усы и реорганизацией армии. В этом случае перед нами – офицер Низовского егерского полка. Поскольку, как можно разглядеть, его эполеты не имеют звездочек, офицер имеет чин капитана.
Не имея дальнейших зацепок, вроде орденов или каких-либо других деталей, к сожалению, невозможно определить личность офицера. Но, по крайней мере, ясно, что изображенный на портрете капитан (предположительно) Низовского егерского полка не может являться и не является Лермонтовым. Сотрудники музея были совершенно правы, не поверив вводящей в заблуждение подписи под портретом о том, что это якобы автопортрет Лермонтова.
А вот ответов на вопросы, действительно ли рисунок сделан Лермонтовым (как гласит якобы авторская подпись под ним); если да, то каким Лермонтовым; кем, когда, почему и зачем сделана неверная надпись («Портретъ поэта Лермонтова, написанный имъ самимъ»), у меня нет.
Все использованные в материале изображения взяты из открытых источников и по первому требованию правообладателей могут быть удалены.