Более важным, чем "правильные" слова с ребенком, является правильное отношение. Если мы можем быть открыты для ребенка, то он поможет нам узнать, что ему/ей нужно. Каждый ребенок в семье уникален и будет иметь разные потребности в данный момент. Наша роль заключается в том, чтобы попытаться помочь ребенку выразить свои чувства уникальным образом. Первое руководство заключается в ТОМ, чтобы быть открытыми и честными в отношении того, что мы чувствуем. Плакать и грустить вполне уместно в любое время.
Святой Феофан Затворник говорил: «Всегда при речах осуждающих, держите правило: не верить. Один старец, когда к нему пришел кто-то и начал худо говорить о…». Переходите по ссылке в наш телеграм канал и читайте продолжение слов святого Феофана, https://t.me/molitvaikona/9079 .
Вероятно, самым важным соображением является возраст и уровень развития ребенка.
Некоторые дети в возрасте восьми лет являются эмоциональным эквивалентом одиннадцати, а другие восьмилетние - эквивалентом пятилетнего ребенка. Передний край - это сопереживание, способность выйти из "я" и понять чувства другого, а также способность принимать и формулировать чувства.
Одной из основных проблем для ребенка является оставление. "Кто позаботится обо мне", - это неявный вопрос в сознании ребенка. Дети могут быть не так заинтересованы в том, где умерший родитель попал в рай, но и в вопросах выживания, таких как еда, жилье и приемлемая одежда.
Ребенку, возможно, даже нужно знать, что в случае будущей катастрофы были приняты меры по уходу за ним. Им нужна уверенность в том, что они никогда не будут полностью брошены, несмотря ни на что.
Еще одна основная проблема - это чувство вины. Нередко ребенок искренне верит, что "если бы я действовал лучше, моя мама/ брат/отец и т.д. не умер бы".
Особое мышление является частью ребенка. Ребенок может подумать: "Когда я разозлился, я хотел, чтобы моя бабушка умерла. Теперь она умерла. Может быть, я это сделал".
Еще одна проблема - это гнев. Детский гнев может принимать форму: "Почему я?" или: "Почему моя мама?" Этот гнев может быть направлен на Бога или выжившего родителя. Детям нужна свобода, чтобы потрясти кулаками в небе и выразить абсурдность момента.
Это может помочь ребенку понять, что он/она не одинок в этих чувствах.
Каждый ребенок скорбит по-своему в зависимости от возраста, темперамента и опыта.
Для ребенка не существует "уникальный способ скорби". Дети плачут, молчат, попадают в неприятности, становятся лучше себя вести и т. д. Скорбь и траур требуют времени, и, опять же, кажется, нет последовательности или временных рамок. Лучшие подсказки, кажется, исходят от самого ребенка.
Надо ли посещать похороны или идти на поминки?
Они слишком молоды? Это напугает их? В целом, кажется, что дети, даже самые маленькие, могут извлечь значительную выгоду, поделившись, по крайней мере, некоторыми ритуалами, связанными со смертью, если ребенок был готов к тому, чего ожидать, и мы были открыты для вопросов.
Смерть и похороны обеспечивают социальную структуру, безопасное место, чтобы выразить горе и получить поддержку. Дети должны выражать горе и получать поддержку. Похороны дают ощущение окончательности и закрытия, в противном случае их трудно достичь.
Разрешается ли ребенку видеть мертвого мальчика в гробу, может быть серьезным решением для родителя. Опять же, в целом, фактический опыт, вероятно, менее травматический, чем яркое воображение, которое мог бы предоставить ребенок. Приводить детей на похороны, особенно когда ушедший является членом семьи или близким другом, постарайтесь добраться туда пораньше и дать детям достаточно времени, чтобы посмотреть и задать вопросы.
Дети могут даже спросить, что такое мертвое тело. Многие родители будут стараться быть вместе с ребенком на поминках и похоронах. Чтобы это стало опытом роста, именно потому, что это было сделано «вместе». Похороны и поминки могут предоставить общий фонд опыта, которым можно поделиться и позже.
Именно в усилиях поделиться, выслушать, обратиться к ребенку ребенок получает заботу.