Найти тему
Жизнь советского человека

Они чистили город от «контры» и отбили правительство от банды дезертиров. Как действовала «личная гвардия» Якова Свердлова?

Первые годы молодой советской республике приходилось отбиваться от многочисленных внешних врагов. Самыми сильными из них считались немцы, пытавшиеся захватить Петроград. Внутри страны обстановка была тоже крайне неспокойной - контрреволюционеры в любую минуту могли поднять вооруженный мятеж. В феврале 1918 года ВЦИК принял решение о создании регулярной Красной Армии. Параллельно с этим, с разницей в 3 дня, были сформированы отряды "личной гвардии" Я. Свердлова. Их называли так в народе из-за основателя.

Члены автобоевого отряда
Члены автобоевого отряда

Известный революционер занимал должность председателя ВЦИК. Ему и вменили в обязанность заботу об охране первых лиц республики. Это было жизненно необходимое решение - многие контрреволюционеры являлись активными сторонниками террора. Отряды "личной гвардии" Свердлова базировались на территории гаража ВЦИК.

По тем временам это были отлично вооруженные подразделения. В их распоряжении находились 2 броневика "Остин", 4 грузовика "Фиат", оснащенные вертушками со спаренными пулеметами "Максим". Имелись и легковые автомобили, несколько мотоциклов с ручными пулеметами. Личный состав был вооружен маузерами, револьверами, гранатами. Сначала в автобоевом отряде числилось тридцать человек, позже их количество увеличилось до пятидесяти.

Статус подразделения был неопределенным, оно не относилось ни к военнослужащим, ни к охране. А по сути выполняло и те, и другие функции. Бойцов в кожанках, галифе можно было увидеть всюду. Они сопровождали членов ВЦИК во время их передвижений по Питеру. Охраняли они и Свердлова. Часто бойцов отряда привлекали для проведения операций в ВЧК. Вместе с чекистами гвардейцы Свердлова очищали город от контрреволюционеров, боролись со спекулянтами и саботажниками, матёрыми уголовниками.

Автомобили автобоевого отряда могли передвигаться по стране без препятствий и предъявления документов
Автомобили автобоевого отряда могли передвигаться по стране без препятствий и предъявления документов

Во главе автобоевого отряда стоял Юлиан Конопко. Это ему принадлежала идея в дни восстания взять под охрану штаб революции. Будучи рядовым шофером, он подогнал тогда к воротам Смольного броневик. В отряд принимали самых убежденных, стойких бойцов. Многие из них были из числа бывших военнопленных. Командир считал, что люди, не связанные с советской Россией корнями, будут действовать более жёстко. Иные плохо знали русский язык, но твердой рукой умели наводить порядок в городе. Два "Фиата" с личным составом несли круглосуточную службу у главного подъезда Смольного и в гараже.

В марте 1918 года советское правительство посчитало нужным переместиться в Москву. Секретная операция переезда осуществлялась на поезде под N 4001. Решающую роль здесь сыграли гвардейцы Свердлова, охранявшие правительство. В обстановке строгой секретности к платформе в Петрограде подогнали 2 царских поезда. В комфортных вагонах разместились члены правительства вместе с их имуществом. Не обошлось и без серьёзного инцидента. На станции Малая Вишера на поезд напала банда дезертиров. Отряд автобойцов среагировал мгновенно. Нападавшие были разоружены.

Двор автобоевого отряда в Кремле / Сведлов Яков Михайлович
Двор автобоевого отряда в Кремле / Сведлов Яков Михайлович

В Москве свердловскую гвардию разместили на территории Кремля, вместе с личной охраной Ленина. Она выполняла те же задачи, что и в Петрограде, считалась элитным подразделением. В марте 1919 года, когда Яков Свердлов скончался от гриппа, часть гвардейцев отправилась на фронт. Здесь они геройски сражались против белогвардейцев, многие стали орденоносцами. Остальные перешли под начало ВЧК, но ВЦИК так и продолжал оставаться шефом прославленного отряда.

Дорогие друзья, спасибо за ваши лайки и комментарии, они очень важны! Читайте другие интересные статьи на нашем канале.