Диагноз – Инфопатия или информационное обжорство.
Есть психопаты, есть социопаты, но есть еще инфопаты.
Инфопаты- это люди со сверхценной идеей ценности информации, навязчивым желанием, поведением бессистемно поглощать информацию, которая им в принципе не нужна, потому что они не используют ее в своей практике. По сути, синдром сверхценных образований.
Их поведение отличается тем, что они постоянно ходят на курсы, тренинги, семинары. Дома у них уже целая груда дипломов, сертификатов об окончании самых разных программ. Вся территория дома завалена баррикадами, холмиками, горами книг и журналов.
Они с упоением читают десятки, сотни книг, прочитывая в год до 200-300 книг. День и ночь слушают книги, онлайн курсы в ускоренном воспроизведении, а результат - ноль, Они читают даже в туалете. Хотя известно, что туалет – это особая зона размышления, думания.
Они любят размещать в социальных сетях «умные статьи» других авторов, а не свои материалы. В голове у них информационная каша и нередко информация быстро забывается. Информацию они обрабатывают по принципу: «Вали кулем, потом разберем»
Они стремятся получить три, четыре высших образования, но не могут четко сформулировать, зачем им это нужно. Даже получив одно, два образования, они их практически не используют.
А с чего все началось. Однажды мудрые гуру саморазвития внушили им идею, убеждение, что нужно много читать, много учиться, чтобы стать всестороннее образованной личностью и достичь своих целей. И они пошли по пути постоянного обжорства информаций, уверенные в своей правоте. Но мы знаем, что любое обжорство к хорошему не приводит.
Вместо того чтобы делать что-то конкретное, они беспрерывно читают, бегают с курса на курс. Их сверстники давно освоили самые разные навыки и стали востребованными специалистами. А Инфопаты толком ничего не умеют делать. Как профессионалы они никакие, они - вечные ученики, любители. Свои знания они не могут монетизировать, хотя вложили кучу денег в свое образование.
Результат в конце жизни плачевный. Потратив на обучение и чтение всю свою жизнь, они ничего не добились в реальности, но они упорно продолжают читать. Они просрали свою жизнь, разменяли ее на информационную свалку в голове, и ничего путного не сделали, и уже не сделают в своей жизни.
Еще наш отечественный философ Г. Щедровицкий писал, что на первом месте должна стоять деятельность, а на втором – знания.
«Великая цель образования - это не знания, а действия" добавляет Герберт Спенсер.
В чем проблема этих пациентов?
• Они испытывают настоящий кайф просто от поглощения новой информации.
• Вместо реальной работы они перерабатывают информационный мусор.
• Они не умеют самостоятельно систематизировать, структурировать, анализировать информацию.
• Не могут выделить главное, суть.
• Не умеют выстраивать причинно-следственные цепочки.
• Нет навыка критического мышления, оценки достоверности. актуальности информации, видения противоречий.
• Они не могут синтезировать информацию. Создавать новые модели и системы.
• И главное - не могут использовать полученные знания на практике
Что делать с этими пациентами. Нужно трансформировать их убеждения. Это работа психотерапевта. Работа не простая, длительная. Но иногда приходится использовать и фармакотерапию, когда жажда объедаться информацией становится непреодолимой навязчивостью. Здесь помогут транквилизаторы и антидепрессанты.
Резюме.
Знания должны работать на вашу деятельность и жизнь, а не наоборот.
Помните.
Значение имеет не то, что вы знаете.
Значение имеет то, что вы делаете.