Почему так сложно выстроить лечебный маршрут? Причин тут много, начнем с самой основной диагноза, его ох как сложно получить. Не буду ходить далеко и описывать сторонние случаи, начну, как говорится, с себя.
В мои 24 мене на руки достался очень тяжелый ребенок. Таких называют детьми с множественными дефектами или пороками развития. По сути порок развития у сына был только одни- почки, что просмотрели на всех УЗИ, а вот приставку множественные он получил из-за неудачной операции на эти почки и 2х инсультов после нее, которые повредили его головной мозг.
Еще совсем недавно дети с диагнозом множественных дефектов развития автоматически приравнивались к умственно отсталым детям. Причин тут было много, данный диагноз подразумевает наслоение проблем. У нас в России в Афазии выделяют около 7 форм, по разному, в разных источниках иногда даже больше. (Афазия-это речевая патология, ставшая результатом поражения головного мозга у взрослых, по детям выделяют Дисфазию, аналогично данной, но работ по ней мало). К сожалению, дети редко когда подходят под конкретный вид данного недуга, обычно формы заболевания накладываются одна на другую. Добавляет проблем еще и детский онтогенез. Если при поражении у взрослых логопеды Афазиологи вытягивают пациентов через сохранные участки, то при детской Дисфазии нет этих участков, не успели сформироваться, приходится все создавать заново, а это очень тяжелый труд.
Методик работы просто нет. Современных дефектологов учили работать по детям без агнозий (в лучшем случае с моторной-мышечной патологией), если вопрос заходит о нарушениях понимания, или восприятия речи, дефектологи буквально умывают руки.
Вот недавно прочитала пост очередного такого специалиста в ДЗЕН. К ней на прием привели девочки с пометкой не реагирует на речь. На первых занятиях девочка устроила истерику, но специалист держала ее на руках и она успокоилась. Позднее ее удалось научить говорить ням-ням, бух, дай- грандиозный прогресс, дальше дефектолог не знала, что с ней делать, поскольку пошел полный затык и она сдала ее логопеду. А теперь другая сторона медали. Спрашиваю у девочки сенсорная алалия или аутизм с нарушением слухового восприятия?
-Да, правильно такой диагноз у нее и стоял.
-А что толку вы ее научили бух, ням, и дай, она их не понимает. И с ориентиром только на слух не воспроизведет, а говорим мы с ориентиром на данный источник. У меня был мальчик, так мама поставила ему артикуляцию, и по губам научила говорить слова, но это не дало ничего. Так как слово было привязано к ситуации. По сути, она поставила ему данные слова, но ребенок как не слышит их, так и не слышал. Он научился порядку артикуляционных укладов в данной ситуационной обстановке не более.
-Я отправила ее к логопеду, я дефектолог.
-А разве это участок логопеда? -В данном случае проблема не в поставь ребенку речь, а в восприятии этой речи, это работа дефектолога.
Вот только наши дефектологи умеют работать с детьми, идущими по классической модели онтогенеза, все отклоняющееся пролетает мимо них.
Как же нужно было работать с данным ребенком. Первое что должен был сделать специалист освоить объем речевого восприятия, не на ситуациях, а на звуках. Привязка звук-буква. Градация от артикуляции, и без поддержки на нее. Можно ли обучить азбуке неговорящего ребенка? -Да, и мой сын один из этих примеров, а еще множество примеров у других редких, но талантливых специалистов, найти которых не так-то легко. Поставили звуки куда идем дальше, в слияние звуков, как ставим- так же через чтение. Поставили- теперь идем в первые простые слова. Вот уже у ребенка пошло соотнесение на внутреннюю речь предмет и его буквенное выражение, а следом и поставленная артикуляция произношения.
Скажете, а как же понимание речи. Вы тут методику, как научить глухого говорить описываете. Понимание речи возникает постепенно. Данный ребенок не глухой, но его восприятие звуков нарушено. Когда мы даем ему образ слова, прописанный по буквам, и привязываем его к звукам мы создаем мысленный шаблон.
Что такое шаблоны восприятия. Пришла к нам их идея из всех любимых западных теорий. И вот эту часть западных учений, признаться, я сама очень уважаю. Смыл их в том, что, получая информацию от разных источников, мозг создает каркас восприятия базируясь на памяти и логике, и если какая-то часть данного каркаса повреждена, он вытягивает ее за счет накопленного опыта. Нарушено восприятие звуков, мозг вспоминает последовательность букв и усваивает это слово шаблоном. Как дальтоник, что видит светофор красным, зная о его цвете. Ребенок с нарушением слухового восприятия начинает слышать слово правильно зная о его структуре и значении, порядке звучащих звуков.
Как видите маршрут я описала максимально нетрадиционный, к сожалению, наших специалистов ему не обучают, а разобраться самим бывает не просто, да и желания этим заниматься нет. Причин тут много, кто-то боится тяжелых детей, кто-то не знает как к ним подойти, кто-то идет проторенной тропой онтогенеза и когда не получается намекает что тут как бы изначально была УО, по тому самому определению множественных дефектов развития. Мало, кто честно готов признать, что не умеет и не знает, как работать с таким ребенком.
Непонимание вообще удивляет. Мне часто пишут, что я теоретик, забывая, про мою основную в жизни практику, с которой собственно, и начался мой путь в логопедию. Мол, мы применяем советы на детях, но они не работают. Господа, ребенка надо анализировать. Все дети разные нельзя бездумно применять тот или иной метод, нужно пробовать и корректировать работу. Для моего сына мне вообще пришлось создавать альтернативные методики обучения основным наукам, в обход его дефицитов с выходом во внутреннюю речь. Нужно развивать в себе аналитика, и естественно подкреплять ваши аналитические способности теорией, чтобы Вы понимали для чего Вы применяете тот или иной метод. Почему пробуете данный путь, и отбросили предыдущий.
Вернемся к моему сыну. В 2, 5 года я получила тот самый намек на УО, комиссия не спросила знания ребенка, их не интересовало что он может выложить числовую прямую из цифр, или показать все буквы. Они спросили его количество предметов, а так же понятие времена года и их признаки различимые на слух. Что можно сказать о такой комиссии... Ну у меня в общем-то цензурных слов на это цирк государственного абсурда нет. Не понимали они ни в дефицитах, ни в методиках выхода, они спрашивали у ребенка после инсульта классический онтогенез здорового ребенка, а он у него в принципе возможен, как думаете?
Порой у нас даже моторные проблемы и те диагностируются с большим трудом. Моему ребенку не могли продиагностировать остаток дисфагии- нарушения глотания. "Он же не всегда давится, для детей с неврологией это нормально, а язык спереди вон во все стороны работает и губы облизать может и к носу тянуться, тут не моторика, не из-за нее не говорит, тут УО""... На мои доводы, что мой сын по знаниям даже без речи опережает сверстников, от меня отмахивались из разряда такого не может быть.
Верьте в своих детей, верьте не смотря ни во что, ищите к ним подход, оценивайте их реакции. Нет не правильны и сложных дорог, нет в логопедии традиционных и нетрадиционных методов, есть методы рабочие и не рабочие для конкретно малыша. Ищите свои методы и подходы. Даже в своей методике, которой я сейчас плотно занимаюсь, я пишу не один конкретный метод, а предлагаю комплекс методик по обучению тому или иному навыку, в зависимости от восприятия конкретного ребенка.
А Вы сталкивались с неспособностью традиционного онто подхода, и онто диагностики помочь Вашим детям?
Подписывайтесь на канал и ставьте лайки, буду Вам очень признательна.