В СССР не так много историй о предателях Родины. Но все они, словно нож по сердцу – рассказывают о трагичных событиях в жизни тех, кто решил попытать счастья на чужбине, но так и не смог обрести его, окончательно потеряв себя.
Эта история – о зяте главнокомандующего ВМФ Советского Союза адмирала Горшкова. Муж его дочери, капитан 3 ранга Николай Артамонов, предал свою страну ради любовницы и мечте о жизни в «свободном государстве».
Ценный кадр
Николай Артамонов в вооруженных силах СССР занимал далеко не первые строки.
Он был капитаном 3 ранга, что приравнивается к военачальникам «средней руки». Такие перебежчики не представляли огромного интереса для США или стран Европы, за исключением одного «но» - Артамонов был затем главкома ВМФ СССР.
Близкое родство с главой военно-морского флота делало Николая ценным «языком» для Запада, а потому при его бегстве в Швецию американцы поспешили переманить советского капитана, чтобы использовать информацию от перебежчика в государственных целях.
История предательства
О том, что Николай Артамонов планирует сбежать из СССР в Швецию, а затем – и в США, никто из близких капитана 3 ранга не знал.
Об этом свидетельствует факт, что самого главкома ВМФ СССР после предательства его зятя сильно не наказывали – адмирал Горшков остался верен своему государству, чего нельзя было сказать о муже его дочери.
Причины предательства советского капитана назывались различные. Но основной версией было стремление к большему признанию на Западе, желание славы, а также связь с иностранной любовницей. Ею была полька Ева Гура, которая отправилась вслед за перебежчиком.
Убежать из СССР Артамонов смог на катере. Он приказал охраняющего устройство матросу держать курс в Европу, и под дулом пистолета служивый выполнил все команды. Претензий к матросу не было: он стал жертвой обстоятельств и рассказал, как Артамонов сумел перебраться в Швецию.
Там, в европейской стране, его уже ждали в посольстве США. Начальству ЦРУ о сбежавшем капитане с «особым статусом» шведы доложили сразу после пересечения государственных границ, а самого Николая с супругой встретили, как ценных кадров.
Служение другой стране
В США Николай Артамонов сменил имя на Ника Шадрина, женился на любовнице и стал внештатным консультантом ЦРУ. Доступа к данным особой секретности у него, в силу не столь высокого положения на службе, не было.
Но общие сведения о новом вооружении СССР Артамонов американцам все же предоставил. Он продолжал работать на ЦРУ до момента, пока Союз не отправил в Америку своего суперагента КГБ, которому удалось решить проблему с перебежчиком.
Ликвидация предателя
Ник Шадрин стал головной болью КГБ, члены которого мечтали избавиться от перебежчика. Для этого они направили в США одного из лучших агентов, начальника внешней разведки Козлова.
Он должен был любым способом уговорить Артамонова-Щадрина вернуться в СССР, рассказав о тайнах ЦРУ, которые ему открылись за годы жизни и службы в Америке.
Для внедрения в ряды ЦРУ Козлов придумал весьма хитроумный способ: он прямо сообщил, что собирается завербовать Артамонова, чтобы пустить пыль в глаза СССР и якобы предать Родину. На деле вербовка Щадрина была реальной целью сотрудника КГБ, но без служения американцам в перспективе.
В США обрадовались еще одному «перебежчику», допустив контакт между Артамоновым и Козловым. Последний, показав предателю письма жены и сына, оставшихся в СССР после бегства капитана, сумел вызвать в нем стыд и стремление искупить вину.
Николай Артамонов попытался тайно уехать из США, запросив у руководства СССР политическое убежище, и ему даже пришел положительный ответ. Но в реальности возвращения предателя никто не ждал. Козлов помог агентам ликвидировать предавшего свою страну капитана, а позднее сам вернулся на Родину, чтобы сообщить подробности операции.