Найти в Дзене
Эпонимы и Мы

ШЕВРОЛЕ

Стремление называть марки машин и выпускающие их компании именами отцов-основателей - явление вполне обычное для автомобильного мира. У нас почему-то это не особенно распространено, но если спроецировать западную реальность на российскую бытность, получится что-то типа "по дороге мчались, друг за другом, поднимая пыль, хомутов, бабицкий, шевченко, лунин и белых". Звучит, согласитесь, странновато, а вот почему-то то же самое, но с иностранным акцентом выглядит абсолютно нормально: "На парковке стояли КРАЙСЛЕР шефа, рядом с ним - РЕНО его заместителя, а чуть подальше - МАЗДА, ТОЙОТА и ФОРД сопровождающих". Взять хотя бы ШЕВРОЛЕ... Компания Chevrolet (полное изначальное название - Chevrolet Motor Car Company) была создана в 1911 году швейцарцами, братьями Луи и Артуром Шевроле, Уильямом К.Дюраном, совместно с партнёрами-инвесторами Уильямом Литтлом, доктором Эдвином Р.Кэмпбеллом, который был зятем Дюрана ,и Джеймсом Х.Уайтингом, бывшим владельцем компании БЬЮИК. А хитрость заключалась

Стремление называть марки машин и выпускающие их компании именами отцов-основателей - явление вполне обычное для автомобильного мира. У нас почему-то это не особенно распространено, но если спроецировать западную реальность на российскую бытность, получится что-то типа "по дороге мчались, друг за другом, поднимая пыль, хомутов, бабицкий, шевченко, лунин и белых". Звучит, согласитесь, странновато, а вот почему-то то же самое, но с иностранным акцентом выглядит абсолютно нормально: "На парковке стояли КРАЙСЛЕР шефа, рядом с ним - РЕНО его заместителя, а чуть подальше - МАЗДА, ТОЙОТА и ФОРД сопровождающих".

Взять хотя бы ШЕВРОЛЕ...

Компания Chevrolet (полное изначальное название - Chevrolet Motor Car Company) была создана в 1911 году швейцарцами, братьями Луи и Артуром Шевроле, Уильямом К.Дюраном, совместно с партнёрами-инвесторами Уильямом Литтлом, доктором Эдвином Р.Кэмпбеллом, который был зятем Дюрана ,и Джеймсом Х.Уайтингом, бывшим владельцем компании БЬЮИК.

А хитрость заключалась в том, что Дюран использовал её для приобретения контрольного пакета акций General Motors в результате обратного слияния, произошедшего 2 мая 1918 года. Это было своего рода реваншем за несправедливое смещение Дюрана в 1910 году с поста президента GM - компании, которую он основал в 1908 году.

Правда, в 1919 году его опять сместили, но это уже другая история.

Что же касается узнаваемого логотипа, похожего на галстук-бабочку, то, поговаривают, Дюрану идея этого дизайна пришла в голову, когда он однажды сидел в каком-то французском гостиничном номере и смотрел на рисунок обоев. Хотя есть и другая версия - мол, за основу был взят логотип угольной компании "Coalettes".

Фото с сайта https://designshack.net/articles/graphics/five-fascinating-things-you-didnt-know-about-famous-car-logos/?ref=driverlayer.com
Фото с сайта https://designshack.net/articles/graphics/five-fascinating-things-you-didnt-know-about-famous-car-logos/?ref=driverlayer.com

Наконец, некоторые швейцарские патриоты вообще заявляют, будто логотип ШЕВРОЛЕ - это стилизованный крест их любимой страны. Но кто ж им запретит так думать?

Главной целью новой автомобильной компании стала конкуренция с ФОРДОМ по качеству и количеству продаваемых машин. И, надо отдать должное, долгое время это удавалось - в частности, за счёт использования такого передового технического достижения как двигатель с верхним клапаном (идею позаимствовали у БЬЮИКА).

Первый автомобиль ШЕВРОЛЕ - Chevrolet Series C Classic Six. Фото с сайта https://en.wikipedia.org/wiki/Chevrolet_Series_C_Classic_Six#/media/File:1912_Chevrolet_Series_C_Classic_Six.jpg
Первый автомобиль ШЕВРОЛЕ - Chevrolet Series C Classic Six. Фото с сайта https://en.wikipedia.org/wiki/Chevrolet_Series_C_Classic_Six#/media/File:1912_Chevrolet_Series_C_Classic_Six.jpg

Но, к сожалению, Луи Шевроле не сошёлся во мнении с Дюраном относительно дизайна будущих автомобилей, и в 1914 году продал партнёру свою долю акций. Наверное, он потом десять раз пожалел об этом, ибо уже к 1916 году ШЕВРОЛЕ стало достаточно прибыльным предприятием благодаря успешным продажам более дешевой серии 490. Благодаря этому Дюран смог выкупить контрольный пакет акций General Motors, стал её президентом и сделал ШЕВРОЛЕ одним из своих подразделений.

Chevrolet 490. Фото с сайта https://commons.wikimedia.org/wiki/File:1922_Chevrolet_490_Touring.jpg
Chevrolet 490. Фото с сайта https://commons.wikimedia.org/wiki/File:1922_Chevrolet_490_Touring.jpg

Автомобили этой компании вплоть до 40-х годов входили в тройку самых востребованных и недорогих легковушек США, наряду с ПЛИМУТОМ и ФОРДОМ. Причём в какой-то момент ШЕВРОЛЕ даже обогнал ФОРД по популярности, начав использовать в 1929 году знаменитый рядный шестицилиндровый двигатель с верхним расположением клапанов "Stovebolt".

Chevrolet Master Deluxe 1937 года. Фото с сайта https://ru.pinterest.com/pin/364439794845893239/
Chevrolet Master Deluxe 1937 года. Фото с сайта https://ru.pinterest.com/pin/364439794845893239/

Во время Великой депрессии компания, борясь с депрессивными настроениями, представила обтекаемый внешний вид, демонстрирующий влияние арт-декор. И даже вплоть до 60-х ШЕВРОЛЕ продолжала оказывать большое влияние на американский автомобильный рынок. Чего стоит только выпущенный в 1953 году двухместный спортивный автомобиль с кузовом из стекловолокна. Или созданный в 1957 году прямоточный двигатель Rochester, установленный на автомобилях Corvette и Chebrolet Bel Air всего по цене 484 доллара (5043 современных долларов).

Chevrolet Corvette 1960  года.
Chevrolet Corvette 1960 года.

В 1963 году каждый десятый автомобиль, проданный в Соединенных Штатах, был ШЕВРОЛЕ.

Но потом на рынок стало поступать всё больше и больше японских машин, и популярность этой компании стала снижаться. Несмотря на это ШЕВРОЛЕ продолжает оставаться весьма распространённым автомобилем в очень многих странах мира.

Фото с сайта https://en.wikipedia.org/wiki/Louis_Chevrolet
Фото с сайта https://en.wikipedia.org/wiki/Louis_Chevrolet

Луи-Жозеф Шевроле (25 декабря 1878 – 6 июня 1941) - швейцарско-американский автогонщик, механик и предприниматель.

Родился в Ла-Шо-де-Фон, кантон Невшатель, Швейцария, в семье часовщика. Возможно, от отца он перенял любовь к технике, хотя в тех местах часами занимались все.

В 1887 году семья переехала во Францию. Луи-Жозеф проявил интерес к велогонкам. А как человек инженерного склада ума, изобрел винный насос, который он соорудил из дефектного одноцилиндрового двигателя.

Потом он работал в мастерской механиков Roblin в Боне, затем переехал в Париж и трудился в различных мастерских. А в 1900 году решил вообще уехать из европы в Америку - сначала в Канаду, а далее в США.

В Бруклине Шевроле работал на предприятии французского автопроизводителя ву Dion-Bouton, параллельно участвуя в автогонках.

Выступая за БЬЮИК, Шевроле познакомился с Дюраном, и вместе они решили открыто собственное дело. Тем более, что Луи тогда уже всерьёз занимался разработкой оригинального двигателя. Но, как уже было сказано, потом он продал свою долю Дюрану и в 1916 году решил создать исключительно своё личное производство - компанию Frontenac Motor Corporation, которая занималась выпуском гоночных автомобилей. Увы, идея не имела будущего.

Помимо этого Луи Шевроле стал вице-президентом и главным инженером компании American Motors Corporation, но и это предприятие просуществовало недолго.

В 1927 году им же была основана и компания Chevrolair по производству авиационных двигателей, однако во время Великой депрессии она обанкротилась и закрылась. В итоге легендарный создатель знаменитого ШЕВРОЛЕ вернулся в компанию, которая принадлежала уже совсем другим людям, и устроился там работать простым механиком.

Фото с сайта https://en.wikipedia.org/wiki/Arthur_Chevrolet
Фото с сайта https://en.wikipedia.org/wiki/Arthur_Chevrolet

Артур Шевроле (25 апреля 1884 – 16 апреля 1946) - швейцарско-американский автогонщик и автопроизводитель.

После того как старший брат Луи уехал в Америку, двое других, Артур и Гастон, последовали за ним и тоже стали участвовать в гонках.

Кстати, именно Артур в 1928 году подал в Патентное ведомство США заявку на "Двигатель с верхним расположением клапанов". Патент № 1 744 526 был выдан 21 января 1930 года.

Но в 1942 году, будучи уже пенсионером, он впал в депрессию, которая длилась вплоть до 1946 года и закончилась суицидом.

Вы можете поддержать канал, перечислив любую доступную вам сумму на кошелёк ЮMoney 4100 1102 6253 35 (или на карту Райффайзенбанка 2200 3005 3005 2776). И поучаствовать в создании книги по материалам этих статей. Заранее всем спасибо!