«Пояс нужен только для поддержки штанов!» - такую фразу приписывают одному из киногеров Брюса Ли, который как адепт китайского кунфу борется против японских каратистов. И естественно, побеждает их.
Однако, если окунуться в глубь веков, то оказывается, что все не так просто.
Без одежды
На древних олимпийских играх, которые датируются периодом до нашей эры, борцы выступали совершенно голые, и это было связано, конечно, не с тем, что женщин на состязания не пускали под страхом серьезного наказания, а потому что таким образом исключалась возможность влияния на исход поединка любого оружия.
В умелых руках и носовой платок может быть таковым. Конечно, позднее, когда борцовские поединки стали обычным шоу, на них стали пускать и женщин. Вот чтобы их не смущать видами мужских достоинств борцы надели на себя облегающие трико.
Именно от этих древних поединков берут свое начало современные западные стили борьбы, которые в разные периоды времени назывались по-разному: французская, классическая, греко-римская, вольно-американский, вольная, а также – панкратион и грепплинг.
Поясов в западных стилях борьбы нет, потому что пояс стал обязательно атрибутом борьбы уже на следующем этапе единоборств, когда противники взяли в руки оружие.
С поясом
Первой же одеждой, которая появилась на борцах стал пояс или ремень. Когда на юношу надевали пояс, он становился мужчиной. Да, да именно в этот момент, а не после ночи с женщиной. То есть он имел право выполнять функции мужчины, и мог повесить на ремень: нож, меч, колчан для стрел или топор.
Вот, собственно, один из древнейших видов борьбы, который существовал на земле: в первую очередь на Руси, и до сих пор практикуется у многих кочевых народов, так или иначе называлась «борьба на поясах», практическая суть которой являлась контроль и перехват оружия у противника.
Важно: в таких стилях борцы хватались за пояса до начала борьбы. Такое поведение является прямым отголоском древних олимпийских игр, но с учетом уже военно-прикладного значения поединка. Понятно, что если на поясе висит нож, то глупо его не использовать в реальном поединке.
Многие древние летописи как раз фиксируют эти моменты, например поединок Мстислава Удалого описывает, как он, проигрывая в поединке «на поясах» косожскому князю, помолившись Богородице, достает нож и убивает своего противника, и это не считается зазорным. На кону, между прочим, был не какая-то медаль, а огромная территория под названием Тмутаракань.
Что интересно, и на это важно обратить внимание, в сумо, одном из древнейших восточных видов единоборств, история которого начинается с начала нашей эры, и в поединках которых также решалось, кто будет править на всех японских островах, поединки также испокон веков ведутся без одежды, как в западных стилях борьбы, но в специальных поясах, как на древней Руси и у кочевых народов.
В одежде
Наиболее активно развивалась техника борьбы в одежде в восточных стилях единоборств: дзюдо, джиу-джитсу, айкидо, в которых использовалась одежда, взятая из карате, то есть кимоно. Что, в сущности, указывает на то, что... (и серьезные исследователи восточных единоборств на это не раз обращали внимание) ... все стили восточных единоборств совершенно не древние, а являются продуктов современного мира, потому что и функции у них не выявление победителя по древним обычаям, а вполне себе полицейские: захват и конвоирование задержанного.
Важным знаком для любых восточных единоборств является цвет пояса, который указывает на уровень мастерства бойца. Сегодня является самым коммерциализированный атрибутом индустрии единоборств.
В борьбе самбо, где многое в технике взято из восточных единоборств, пояс также имеется, и на первый взгляд имеет тоже значение, что приписывают герою Брюса Ли, то есть для поддержки штанов. Но в самбо штанов-то нет, и самбисты выступают в шортах, следовательно пояс имеет совершенно другое значение.
В самбо им обозначают край ковра, откуда выходит борец. Синий или красный «угол». То есть он нужно для того, чтобы судья мог различать противников в пылу схватки. Сугубо практическое значение пояса.
Про обувь
Следует также помнить, что все восточные стили выступают босиком, в самбо и европейских стилях используется специальная мягкая обувь, которая чуть-чуть укрепляет лодыжку, но не носит какой-то особой функции во время спортивного состязания. Любая подсечка из самбо, применяемая на улице, будет производится уже в тяжелой обуви, что существенно повлияет на качество исполнения. Для исполнения приема голой ногой нужно действовать более технично, чтобы не травмировать свою ногу о кость противника. На улице даже грубое исполнение приема сработает.
Наличие и отсутствие обуви на ногах борцов в первую очередь связано с погодными условиями, в которых проходили поединки.
Техника захватов
Техники захватов в восточных и западных стилях разработана с учетом внешнего вида борцов. На востоке в основном хватаются за одежду: ворота и края курток, рукава, штаны, на Западе эта техника отсутствует, зато борцы в совершенстве знают способы захватов непосредственно за шею, руки, ноги, корпус.
Что характерно, борцы в одежде чувствуют себя комфортнее, в схватках с борцами без одежды.
Как-то один очень известный самбист рассказывал мне, что его попросили выступить за сборную института по вольной борьбе. Он вышел, и, когда ему подвернулся момент сделать бросок, он совершенно инстинктивно сделал захват за жирок на боку у противника, как будто противник был в куртке. Естественно, с учетом болевого эффекта от захвата, он очень легко перекинул своего соперника через себя.
От боли противник даже не успел охнуть. Он потом попытался оспорить прием, но предъявить ему судьям было нечего, так как на теле не осталось никакого следа.
Когда встречался с Рензо Грейси и представлял ему стиль боевое самбо, тот заметил, что хоть их стиль и называется «бразильское джиу-джитсу», и берет свое начало от восточных стилей, но отличается от «боевого самбо» только одеждой. В Бразилии жарко и там все ходят в легких футболках, за которые невозможно ухватиться не порвав ее. Соответственно, вся техника с болевыми и удушающими приемами, имеет свои особенности, на которые влияют именно погодные условия.
Подобная информация в основном нужна для развития кругозора и формирования правильного взгляда на предназначение того или иного стиля единоборств и лишний раз напоминает, что изначально значение борьбы было выявление сильнейшего внутри семьи, племени, рода, и только с развитием цивилизации акцент сместился на полицейские функции.
При этом, во всей истории и технике всех стилей единоборств совершенно нет места для защиты себя во время драки, то есть неожиданного и коварного нападения.
Понравилась история, их много у меня. Вот, к примеру, сборник фантастических романов под общим название «Тайные коды русских наличников»: https://author.today/work/148322
На Литрес тоже есть: https://www.litres.ru/book/eduard-semenov/volhvy-istoricheskiy-specnaz-taynye-kody-russkih-nalichniko-63731117/
На фото: пояс для "борьбы на поясах" из музея Поддубного.