Найти тему
Эзотерика ВПК

ЭкзотерикаВПК

Оглавление

Декоммунизация.

В начале 2022 года Путин обещал показать декоммунизацию, и, как ни странно, действительно показал.

Кроме преобразований в экономике и борьбы с электрификацией Украины, декоммунизация коснулась и армейских запасов. Почти как в зеркале умирающего подсолнуха из мультфильма про Алису Селезневу. В каждом новом месяце СВО даёт кадр с изображением все более старой техники.

Первые пару месяцев телевизор показывал новые, закупленные западные и модернизированные позднесоветские, образцы.

Массово модернизированные в 2016-м перед «неожиданным» конфликтом Т-72БМ3, грузовики, бронемашины.
Массово модернизированные в 2016-м перед «неожиданным» конфликтом Т-72БМ3, грузовики, бронемашины.
Основной катер СВО 2022-го — проект 03160 “Раптор”, лицензионный вариант шведских малых боевых катеров проекта CombatBoat 90 (СВ 90). Федеральная служба охраны России приобрела у Dockstavarvet 11 катеров проекта IC16MII, в том числе для задач федерального значения.
Основной катер СВО 2022-го — проект 03160 “Раптор”, лицензионный вариант шведских малых боевых катеров проекта CombatBoat 90 (СВ 90). Федеральная служба охраны России приобрела у Dockstavarvet 11 катеров проекта IC16MII, в том числе для задач федерального значения.

Через два месяца кадры из новостей вернули сорокалетних в молодость, а тех, кто помоложе — в «счастливое детство».

131-й ЗИЛ, такой как в ДОСААФ; ГАЗ-66 – колхозная техничка
131-й ЗИЛ, такой как в ДОСААФ; ГАЗ-66 – колхозная техничка
 БМП-1 — всесоюзный памятник интернационалистам.
БМП-1 — всесоюзный памятник интернационалистам.

Через полгода после начала инфосводка СВО уже может заинтересовать любителей истории и коллекционеров.

Все кадры из Российских новостных каналов.
Все кадры из Российских новостных каналов.
К зависти многих музеев, появились даже тематические подборки на тему СССР 60-х. (фото 1–3 — «реконструкторы» в СВО, фото 4 — оригинал)
К зависти многих музеев, появились даже тематические подборки на тему СССР 60-х. (фото 1–3 — «реконструкторы» в СВО, фото 4 — оригинал)

-8

И наконец-таки настал момент, когда министр обороны перестал лазать под капоты антикварных грузовиков имени Лихачева, признал декоммунизацию в РФ свершенной и поехал рассматривать технику чучхе.

После этой демонстрации очевидны истинные характеристики и возможности той или иной техники, возможности российского и позднесоветского ВПК. Без домыслов в стиле Резуна, можно с уверенностью отметить — почти вся успешная советская техника разработана до 1970-х. По концептам 50-60-х годов. То, что создавалось после, не прижилось и не пошло в серию, не освоено промышленностью. Запасы и характеристики позднесоветской техники оказались недостаточны для серьёзного конфликта.

Что закажете.

Как человек, занимавшийся созданием военной техники, начиная с получения и обсуждения ТЗ от Заказчика и заканчивая сдаточными испытаниями, хочу рассказать подробнее об этом процессе.

Рождение техники начинается с ТЗ. На основе ТЗ прорабатывается облик, состав вооружения, размеры, мощность двигателей, количество топлива и прочее. Основная масса технических решений продиктована не идеями «двоечников-инженеров», не вкусами министра обороны и не хитрым планом вредителей.

ТЗ создает коллектив специалистов. Для удачных образцов это всегда результат специальных научных исследований. Чтобы изделие «прижилось», чтобы стало не образцом для парада, а вооружением на десятилетия вперед, недостаточно желания и патриотизма. Надо знать, где и что планируется в ближайшие 10–20 или даже 50 лет, выяснить, какие именно задачи в этом регионе будут актуальны, рассчитать оптимальный способ решения этих задач, разработать доктрину применения сил и средств. Оценить, какой тип техники оптимален для подобной доктрины, проверить, возможна ли постройка подобной техники на предприятиях страны, оценить возможности противника по противодействию. Всё это с учетом тенденций в науке и технике для ближайшего десятилетия. Ведь от момента написания ТЗ до создания техники проходят годы. Если расчет покажет, что запланированная техника задач решить не может, или что её создание дороже, чем результат применения, то следует скорректировать цели и провести все расчеты еще много раз. Вывести оптимальные характеристики для новой техники «соотношение цена-качество», заложить запас модернизации. Для проверки провести или заказать эскизное проектирование. Провести необходимые испытания. Детально посчитать итоговую стоимость. С учетом затрат на модернизацию производства, подготовку кадров, изменения курса валют и пр. Оценить возможности хранения и утилизации техники. Еще раз уточнить, нет ли более простого и дешевого решения. И на основе полученных результатов написать или заказать понятные каждому подрядчику технические задания на разработку ещё не техники, а всего лишь технического проекта. Кроме заказов промышленности МО должно организовать подготовку кадров к новой технике, обеспечить стандартификацию и унификацию, подготовить базы обслуживания, хранения, защиту от иностранных разведок и многое другое.

Этим не могут заниматься инженеры конструкторских бюро (КБ). Надо учитывать «политический вектор» своей страны и конкурентов, а это слишком высокий уровень гос. тайны. Надо изучать мировые тенденции в науке и технике, а это будет мешать основной работе инженера. Нужно оценивать возможности промышленности, экономики, количество доступных ресурсов — в этом просто не разберется узкопрофильный специалист. Тем более не смогут КБ и заводы беспристрастно поделить ресурсы. Заказ техники — это элемент системы управления, ни одно КБ не может решать кто и что должен строить на соседних предприятиях.
В реальности компьютерных игр такая задача вполне по силам усидчивому и талантливому фанату. Но в нашем мире многие вводные искажены и неизвестны. Продюсеру для расчета баланса в компьютерной игре достаточно группы гейм-дизайнеров. Министерству обороны для создания сбалансированной системы вооружения необходима целая система научно-исследовательских институтов (НИИ МО). Каждый «винтик» в системе вооружения рассчитывает свой НИИ МО. И обычные винтики тоже.

DIN — Deutsches Institut für Normung.
DIN — Deutsches Institut für Normung.

В Америке такие институты заказчика более публичны, чем в России. Был даже снят фильм «Войны пентагона». Он, конечно, не раскрывает истинные формулы и методики для расчета вооружений, упрощает все процессы до одного лишь лоббирования, но общее представление о бюрократии в ВПК даёт.

Работа любого бюрократа – комедия
Работа любого бюрократа – комедия

В России эти институты непубличны.

На выставках танки представляет «Уралвагонзавод», ракеты — «Алмаз-Антей», корабли — «ОСК». О том, что большую роль в облике этих вооружений играет кто-то, кроме проектанта, говорить не принято. Проектант отчитывается за свой успех, завод за свой, а Заказчик — это понятие абстрактное.

Иногда их сотрудники публикуются открыто... в разделе «физико-математические науки— математика — теория вероятностей и математическая статистика». Фильм лучше.

Игорь Григорьевич Захаров — советский военно-морской деятель, доктор технических наук, профессор, контр-адмирал (1993), специалист военного кораблестроения, член-корреспондент Академии инженерных наук РФ....
Игорь Григорьевич Захаров — советский военно-морской деятель, доктор технических наук, профессор, контр-адмирал (1993), специалист военного кораблестроения, член-корреспондент Академии инженерных наук РФ....

Лишь совсем в неординарных ситуациях информация про такие институты попадает в СМИ. «Сам по себе» внезапно загорелся полумифический «второй институт», и на секунду в новостях проскочило, что там, оказывается, занимались созданием ракет.

-12

Заказчик на объекте

После создания заказчик передает ТЗ в конструкторское бюро. Сначала для получения предварительного облика изделия и подробного уточнения технических моментов — Эскизный проект, Технический проект. Потом, после очередной проверки, для разработки рабочих документов и постройки техники. Но проект на этом Заказчик не бросает. Для упрощения общения с конструкторами выпускается море нормативной документации, инструкций, ГОСТов и ОСТов. И этого недостаточно. Любой инженер хочет что-то улучшить, как-то себя проявить. Если главный конструктор решит увеличить на корабле пушку, то формально он сделает корабль мощнее. Но возможно, страна откажется от этого калибра через пару лет, и корабль останется без снарядов, экипаж без учебных стрельб и куча командиров БЧ-2 сопьется от безделья.

Чтобы не возить цистерны со спиртом в отдаленные гарнизоны и для непосредственного контроля над реализацией проекта, согласования изменений характеристик и цен, существует «Представительство заказчика». На проект для утверждения глобальных решений обычно назначается Главный наблюдающий. А для общих вопросов существует еще одна огромная служба — Военная приемка «ВП». В отличии от телевизионной передачи, это скучная организация работает в основном с документами. Еще не так давно каждый сотрудник ВП имел реальный опыт службы и заслуги, мог подсказать что-то конструктору. Сегодня часть военпредов готовится в гражданских вузах на военной кафедре. Они хуже знают специфику службы, на них проще надавить и принудить к подписанию, они меньше лезут в технические детали, но и за соблюдением норм, правил и расходом бюджетных средств следят. Без согласования от ТЗ отойти не дадут. Сердюковская мебель хоть и не необходима, но нормам пожаробезопасности соответствует и рядовым инженерам карман не погрела.
Любой из военпредов и тем более Главный наблюдающий может отправить весь проект на перепроверку и переделку. Их подписи получить гораздо важнее и сложнее, чем подпись главного конструктора. На чертеже они ставятся в самом заметном и почетном месте.
(скриншот отсутствует, прошу верить на слово, косвенное доказательство ГОСТ2.120-2013).

После разработки технического проекта всё проверяет специальная межведомственная комиссия и утверждает министр обороны или его заместитель. Не из-за того, что москвичи умнее других людей и могут своим вниманием улучшить проект. Не так важно, чтобы новый корабль был на 1–2 процента «лучше». Важно, чтобы после постройки оказалось сбалансированное количество питерских кораблей, украинских двигателей, рыбинских катеров и башкирских вертолетов. Чтобы для всего этого было нужное количество топлива, масла, экипажей и пирсов. Чтобы к местам базирования новой техники были проложены дороги. Чтобы артиллерийские заводы выпускали в год ровно столько снарядов, сколько потратят эти корабли.
И только после утверждения технического проекта начинают разрабатывать рабочую документацию. В идеале.

НИИ МО и службы военной приемки — это огромный сложный аппарат. Часть системы по распределению заказов и средств. Очень дорогое удовольствие. В том числе для их содержания страны когда-то стали странами, а теперь объединяются в военные блоки, такие как «Восточный блок» и НАТО.
Для их качественной работы кроме грамотных специалистов нужна стабильная работа всей государственной машины. Чиновники должны знать, на каком заводе что строится, когда кто обанкротится, сколько человек можно нанять и у кого покупать комплектующие. В случае, если техника строится на территории нескольких стран, для единообразного отношения предприятий к срокам, качеству и цене помогает объединение экономическими и политическими союзами. Союз Советских Социалистических Республик или Евро союз или Соединенные Штаты.

Идеально сложный механизм по заказу техники нигде никогда не работает. Всегда на каком-то из этапов экономят, о чем-то забывают, чему-то не придают значения, где-то проигрывают коррупции. Иногда важный момент в жизни изделия забывается умышлено.

По военно-политической необходимости вопрос со способом утилизации атомных подводных лодок отложен «на потом», и теперь реакторы списанных лодок хранятся до полной выработки топлива.

Хранилище ядерных отходов в Сайда-губе (Кольский п-ов) Видны десятки реакторных отсеков подводных лодок. Безобразные "кольца"— ни что иное, как ребра жесткости прочного корпуса (легкий корпус предварительно снят) (https://nik191-1.ucoz.ru/publ/voennaja_ttekhnika/vmf/quot_akula_quot_quot_shhuka_quot_quot_ogajo_quot_razmer_imeet_znachenie/18-1-0-5032)
Хранилище ядерных отходов в Сайда-губе (Кольский п-ов) Видны десятки реакторных отсеков подводных лодок. Безобразные "кольца"— ни что иное, как ребра жесткости прочного корпуса (легкий корпус предварительно снят) (https://nik191-1.ucoz.ru/publ/voennaja_ttekhnika/vmf/quot_akula_quot_quot_shhuka_quot_quot_ogajo_quot_razmer_imeet_znachenie/18-1-0-5032)

Чаще из-за несогласованности забывается какая-то важная мелочь. Сразу после выпуска мелочь всплывает, техника идет в модернизацию, и проблема решается.
М-16 проектировалась под один порох, а в армейских патронах «оказался» другой. Возникла «проблема». Но винтовка прошла модернизацию и до сих пор успешно применяется во всех конфликтах.
Иногда несогласованность требований делает технику полностью бесполезной. Потраченные ресурсы сгорают.

От состояния государства или союза государств облик вооруженных сил зависит больше, чем от качества инженеров и рабочих.

Третий рейх до войны создает успешную концепцию блицкрига, строит под неё сотни удачных танков и тягачей. Почти каждая машина имеет понятное назначение и успешно решает свои задачи.

В 42-м вермахт еще ставит условия промышленности, снимает с конвейера танк личного друга фюрера — Порше. Построенные корпуса даже в виде самоходки действительно оказываются неудачными и после первого боя идут на модернизацию.

А в 44-м те же самые инженеры ведут гонку за ТТХ. Очень хорошие машины заменяют на лучшие. Срывают только-только отлаженный цикл производства. Техника дублирует друг друга. Снижается общее количество, растут проблемы снабжения. Но никто из правительства и армии не одергивает промышленников. Запрещенный лично Гитлером Штурмгевер запускают в серию, проваливший проект тяжелого танка Порше строит сверхтяжелые «Маусы», Тигр дополняют Тигром-2, Пантеру — Пантерой. А фольксштурм обороняет Берлин броневиком времен Первой мировой войны и эрзац-винтовками
Победить весь мир — заведомо невыполнимая задача. Германия обречена, но ВПК нужны наукоемкие заказы, пленных надо «чем-то занять», фанатикам — дать надежду. Кто-то умирает, кто-то богатеет, зачем сдаваться раньше времени.

Советский союз за войну смог создать уникальный механизм получения эффективных вооружений. Советская техника времен второй мировой войны была проверена боями, и освоена промышленностью. Запасы вооружений были огромны. Непросто заменить то, что «и так» есть и работает. Особенно в послевоенных условиях. Но послевоенное поколение техники превзошло старые машины. За 15–20 лет автоматы, танки, самолеты, торпедные катера заменили на новые. Сегодня первое поколение послевоенной техники устарело. Но в своё время автомат Калашникова, Т-55, БМП-1, ракетные катера стали легендами. Их ТТХ были на мировом уровне. Их массовое производство смогла освоить послевоенная промышленность. Они применялись в локальных конфликтах и заслужили уважение противника.
Всего через 20 лет те же самые НИИ в 70-80-х так и не создали единого основного танка. Новый 5,45 Калашников до сих пор продолжает службу вместе со старым 7,62, БМП-3 не заменила БМП 1 и 2, в порту Бердянска в 2022 году затоплен большой десантный корабль 50-х годов.

Сотни тысяч людей создавали хорошую технику. Ударно трудились, гнались за характеристиками, но смены поколения не добились. Новая техника обновила или дополнила старую или не прижилась.

Самую большую и дорогую в мире подводную лодку пр. 941 «Акула» при спуске нарекли «победой техники над здравым смыслом». Серию сократили еще в СССР с 12 до 10 шт. Построили шесть и почти сразу списали. На всю жизнь запомнил, как без проблем на такой лодке разворачивался КАМаз. Она действительно уникальна, но службу вместо неё несёт пр. 667 БДРМ, модернизированный из лодки 60-х годов пр. 667А
«Акула» слишком большая и дорогая, чтобы выполнять свою основную задачу — быть скрытной. Её можно спрятать только подо льдом у северного полюса, и верить, что подводники США никогда не научатся там патрулировать. Но вера в 21-м веке, - плохое основание для содержания таких дорогих изделий. Все лодки этого проекта утилизированы.

Современный РПКСН проекта 955 "Борей" на фоне «Акулы»
Современный РПКСН проекта 955 "Борей" на фоне «Акулы»

Часть утилизации оплатила Америка с Канадой. Но как раз в это время на замену проектировались «Бореи», и БРДМ 667 Россия не списала. Эти проекты не закрыли в угоду «Западу», а «Акулу» оказалось не жалко.

Эсминцы. Корабли океанского плавания. Для них важно быть надежными. Но корабли проекта 956 несут больше всех в мире артиллерии, две двуствольных арт установки и оснащены капризной энергетической установкой. Во флоте РФ не прижились, отстаиваются на заводах и в базах. Вместо них в эсминец переделан большой противолодочный корабль 1155.

Основной боевой танк. Его задача — быть основным, единым. Единообразие ценилось выше, чем превосходство тяжелого танка над средним. Одной единой платформой для всей тяжелой гусеничной техники впервые стал Т-54. До 60-х получалось организовать все танковые заводы строить именно его. Через 20 лет те же самые заводы не могут строить танк одной модели, и на вооружение принимают 3 близких по характеристикам, но принципиально разных по конструкции Т-64, Т-72, Т-80. Технически эти танки уступали технике НАТО. В 1991-м тогда еще современные и к тому же модернизированные Т-72 Иракской армии столкнулись в прямом бою с американской армией. И были разгромлены. Компенсировать количеством сложно. Три разных модели не только в условиях ядерной зимы, но даже после рыночной реформации не получается чинить массово. Нет ни одного конфликта, в котором эти танки не участвовали бы вместе с более старыми Т-62 или Т-55. Даже до противостояния «всему миру».
«Российская армия применяла Т-62 42-й гвардейской мотострелковой дивизии во время войны в Грузии 2008 года. По данным независимых российских экспертов (Центр анализа стратегий и технологий), один российский Т-62М был уничтожен огнём противника. Известен случай уничтожения грузинского танка российским танком Т-62М....» https://www.warheroes.ru/hero/hero.asp?Hero_id=10450
В СВО еще не вступил в бой ни один М-1 Абрамс, а технику пополняют послевоенные Т-55.

Боевая машина пехоты, судя по названию, должна быть удобной для пехоты. Но не пропадать же корпусу от легкого танка Т-76: так появилась БМП-3. С самой большой в мире пушкой. Пехоту по остаточному принципу можно распихать между снарядами и заставить лазать через люки в крыше. «По результатам применения российских БМП в Украине МО РФ предложило Курганмашзаводу рассмотреть возобновление выпуска БМП "более раннего поколения", а также сам Курганмашзавод начал работу над новой модификацией БМП-3М «Манул» без 100-мм пушки и возможности преодолевать препятствия вплавь, но с увеличенным десантным отсеком и усиленной бронёй.» https://www.forbes.com/sites/sebastienroblin/2022/08/31/russia-mulls-restarting-production-of-older-fighting-vehicles-to-replace-ukraine-losses/?sh=7f6261a64b1b, https://ria.ru/20230914/bmp-1896235068.html

Существует конспирологическая теория, что подобную технику генералы заказывали ради скорейшего развала СССР и легализации собственных дач. Но написали эту теорию люди, далекие от ВПК. Лоббирование и кумовство — нормальная ситуация в гос. заказах. Поэтому каждый проект утверждается экспертной комиссией. Даже если вы глава МИГа, родственник заместителя главы правительства — Микояна. На рассмотрение документации к Вам приедут технические специалисты. Обычно это довольно важные офицеры, но не генералы. Кроме них проект контролируют представители заказчика, сотрудники военной приемки. И рядовые конструктора могут обратить внимание на несоответствие ТЗ здравому смыслу. Генералы не выбирают из пяти вариантов техники самый плохой, они утверждают обоснованный, посчитанный проект. Сталин и Хрущев не могут заказывать технику на свой вкус. Для финансирования проект должен быть утвержден профильными специалистами, должен быть обоснован. Чтобы исказить расчеты в обосновании, надо вовлечь в контрреволюционный заговор сотни потомственных офицеров, тысячи конструкторов. Проще провести переворот сразу. Страны, где аристократия заказывала технику на свой вкус, не пережили промышленной революции.

С распространением термоядерного оружия война с НАТО перестала быть реальностью. Западный мир смог объединиться и уверено побеждал экономически. Из-за банально большего рынка сбыта. Законы экономики, законы природы победить невозможно. Серийность западных товаров выше, себестоимость соответственно ниже. Выпускать на предприятиях ВПК гражданскую продукцию лучше и дешевле, чем во всём западном мире и Китае, физически нереально. Решить экономические проблемы через экспансию не позволяла ни идеология, ни двуполярный мир. И военная техника для сохранения позднего СССР стала бесполезна. ЦНИИ МО 80-х могли помочь улучшить отдельные характеристики техники, но необходимой системы вооружений для подобной ситуации в природе нет. Распустить ВПК было еще невозможно. Ради оборонных заводов построены целые города. Офицеры МО — не политики 90-х. Они продумывают, как вести ядерную войну, и слишком гуманны, чтобы оставить без работы целые регионы. Так зарождались «Аналоговнет».

После перестройки и НИИ МО РФ стали абсолютно не нужны.
Задачи для ВПК 90-х просты и понятны без научных работ. Научится приносить прибыль и выжить. За счет Экспорта. Все индустриально развитые страны в мирное время разрабатывают проекты коммерчески выгодного вооружения. На деньги с продаж ведут перспективные разработки и эксперименты, поддерживают научно-технический потенциал.
Также попытались сделать и в новой России. С одним нюансом. Авторское право сложно применить к советским проектам. Над каждым трудился весь восточный блок. Если прибыль делиться справедливо, то стартовый капитал не накопится и весь смысл перестройки пропадет. Тем более что основным преимуществом советской техники считается её низкая цена.
Низкая стоимость советской военной техники была получена за счет огромной массовости и узкой специализации предприятий. Технику закупал и строил весь восточный блок. В новых условиях рентабельность обеспечила новая система распределения прибыли. Если девальвировать рубль, обнулить счета рабочих, забыть о роли смежников, использовать старые комплектующие и все продажи замкнуть через Рособоронэкспорт, то любая техника становится конкурентоспособной. Нет смысла тратиться на качество изготовления и научные изыскания. Жаркие страны прекрасно покупали советские танки без кондиционеров, ведь их цена реально меньше себестоимости.

Такая схема помогла некоторым КБ сохранить и приумножить потенциал. Помогла разбогатеть чиновникам. Но в сумме промышленность работает в убыток и деградирует.

Наглядно это можно заметить по оборудованию заводов.

Туристы и жители Петербурга любят смотреть на разводные мосты. Не замечают великолепные краны судостроительных заводов. Зря. Подобные краны строили Титаник.

Кран балтийского завода. Наши дни.
Кран балтийского завода. Наши дни.
Подобный кран на заднем плане.
Подобный кран на заднем плане.
Этот кран новее. Его генераторы снабжали город электричеством. Когда немцы устраивали налеты на электростанции 1.0 во время деэлектрофикации-декомунизации Ленинграда.  По сообщениям кран продолжает работать и днем, и ночью.
Этот кран новее. Его генераторы снабжали город электричеством. Когда немцы устраивали налеты на электростанции 1.0 во время деэлектрофикации-декомунизации Ленинграда. По сообщениям кран продолжает работать и днем, и ночью.

Не менее важна деградация системы управления. Многолетний недостаток реальной работы и финансирования сказался на возможностях НИ МО РФ. Для продажи старых проектов их работа не требовалась. Косвенно, о состоянии этих институтов можно судить по такой истории:

С большой гордостью Россия совместно с Украиной продавала десантные корабли на воздушной подушке «Зубр».

Неоднозначный проект, практически все подобные корабли в РФ и Украине или утилизированы, или проданы. В СВО его применяют по частям и на земле.

Пусковые установки на этих МТЛБ как раз от Зубров.
Пусковые установки на этих МТЛБ как раз от Зубров.

Но корабль очень эффектный, и если продавать дешево, то покупатели нашлись. Сама В. И. Матвиенко помогала обменять его на доллары в стране НАТО

«ОАО "Судостроительная фирма (СФ) «Алмаз»" приступило к выполнению экспортного заказа на поставку в Грецию двух военных кораблей "Зубр". Стоимость контракта судостроители не разглашают. По разным оценкам, она составляет от $60 млн до $100 млн. По контракту с ФГУП "ГК "Россвооружение" фирма "Алмаз" поставит в Грецию один новый корабль и проведет модернизацию корабля, ранее служившего в ВМФ России. …"Мы 2 года боролись за "Зубров", - говорит Алексей Пономарев. - Существенную помощь нам оказали Валентина Матвиенко, будучи послом РФ в Греции, и Илья Клебанов, когда он стал вице-премьером Правительства РФ". Это первая поставка военных кораблей в страну, входящую в блок НАТО, и первая поставка за рубеж десантных кораблей "Зубр". Вместе с кораблями российской постройки Греция закупит два "Зубра" из состава флота Украины. Эти корабли построены во времена СССР на Феодосийском производственном объединении (ФПО) "Море"»— https://www.dp.ru/a/2000/01/31/Almaz_postavit_Zubrov

Что-то от сделок досталось государству и организаторам, что то — рособоронэкспорту, что-то — КБ-разработчику. А вот украинские предприниматели, судя по всему, условиями были недовольны. Цены на официальное сотрудничество с РФ украинских продавцов явно не устраивали. Вместо «Зубра» Украина построила на экспорт свои катера «Бизон». Технология их постройки и у Украины, и у Китая, и даже в НАТО у Греции уже были. Но чтобы торговать такими катерами без участия РФ не хватало сдаточной документации. Её закупили «без посредников». Если в СССР катер строили все вместе, то границы интеллектуальной собственности размываются.
Оказалось, что официальный формат сделки не устраивал и сотрудника 1 ЦНИИ МО РФ. В свои 69 лет он продолжал работать и совершенно не разбирался ни в политике, ни в международной обстановке. Передал украинской стороне часть документации. Не всё, что можно Валентине Ивановне и Рособоронэкспорту дозволено капитану 1-го ранга. Научный сотрудник Центрального научно- исследовательского института министерства обороны за 30 лет не понял задач капиталистической армии – защищать и преумножать состояние правящего класса. Работал заказчиком оружия, и не знал задач армии? Суд в такое не поверил и вместо разглашения коммерческой тайны дали «шпионаж».

https://www.dp.ru/a/2015/12/04/Peterburgskij_sud_prigovo
https://www.dp.ru/a/2015/12/04/Peterburgskij_sud_prigovo

Реально оценить возможности современных НИИ МО РФ можно по новым проектам.

Крупный, амбициозный и самостоятельный проект новой России — это корвет 20380.
Спроектирован, когда устарела доктрина советских катеров. Заменяет собой сторожевые, ударные и противолодочные катера.

Параллельно российскому был разработан экспортный вариант 20382. Для стран Азии даже название придумали — «Тигр». К сожалению, только из-за названия и 3д-моделек корабль не купили. Покупатель любит видеть живой товар, и экспортный проект отложили до воплощения проекта в металл

-20

Пока в России 20380 превратился в реальный серийный корабль, в Китае уже научились строить эсминцы. Эсминец в 5 раз больше и на порядок сложнее, и корвет с азиатским названием предложили Бразилии.

Такой ответ дает гугл на запрос «Бразилия покупает корвет»
Такой ответ дает гугл на запрос «Бразилия покупает корвет»

Бразилия в отличии от Китая нулевых не скупала всё подряд ради технологий. Постсоветские технологии можно было купить и дешевле, хотели именно хороший корабль.

Такой ответ тоже можно найти в гугле на запрос «Бразилия выбирает проект корвета»
Такой ответ тоже можно найти в гугле на запрос «Бразилия выбирает проект корвета»

И специалистам ОСК пришлось поработать над проектом. Исправили косяки серийных заказов, применили наработки по 20385, учли все предложения Бразильской стороны, использовали хорошие импортные комплектующие, пообещали передать всю технологию строительства и помочь с организацией производства.

Бразилия рассмотрела десятки проектов от разных стран. Изучила русский вариант, изучила украинский вариант. И купила немецкий.

Такой ответ дает гугл на запрос «Бразилия отказалась от корвета»
Такой ответ дает гугл на запрос «Бразилия отказалась от корвета»
А такой новости на русскоязычные запросы гугл не сообщает.
А такой новости на русскоязычные запросы гугл не сообщает.

Экспортную версию 20380 не смогли продать Бразилии. Но в ОСК и в ЦМКБ «Алмаз» успели получить от Бразилии пожелания. Основные из них:
1. Оставить дешевые РЛС;
2. Увеличить численность экипажа;
3. Применить электродвижение.

Для экспортного проекта пожелания выполнили. В то же время на замену 20380 для ВМФ РФ строился 20385. В нем эти предложения учитывать не просили. Требовалось только добавить «Калибры». Объяснили просто:
1. У Бразилии нет денег на нормальную РЛС;
2. Их матросы плохо обучены, берут количеством;
3. Электродвижение хорошо, но импортозамещение лучше.

Через несколько лет проектирования и перепроектирования по импортозамещению 20385, после согласования с Заказчиком всех спецификаций, вахтенных инструкций, схем размещения корабль был почти достроен. И на него приехал экипаж…
Оказалось, что по штату и по факту людей больше, чем планировалось. Не все можно объяснить коррупцией. Ведь люди где-то спят. Ведь кроме запасов еды, воды, средств спасения можно было заранее предусмотреть больше мебели имени Сердюкова. При достройке в свободных углах приварили обычные советские койки. Тесно матросам, невыгодно бизнесу.
Одновременно застопорилась серия фрегатов пр. 22350. «Временно» для РФ построили несколько экспортных, Индийских, фрегатов пр. 11356. Фрегат оказался сбалансированнее. Из-за дорогой РЛС корвет вышел не сильно дешевле, но слабее. У фрегата украинские турбины, для Индии это не проблема, корвет сыроват. Это климат виноват.

В Бразилии и Индии тепло, еда на деревьях растет. Нечем офицерам заняться, думают о том, сколько у них человек на корабле должно быть и какой радар ставить. В нашем климате в 90-х и 2000-х способности к планированию и служба в армии были несовместимы. На 5-й курс в мой ВУЗ перевелся курсант из военного училища. Службе он предпочел условный срок. Без срока не отчисляли. Условный срок провести можно дома, а служить за Полярным кругом. И сессия в гражданском вузе дешевле, и зарплата в крупном городе выше. В нашем «климате» для создания ТЗ надо, чтобы коллектив специалистов и интересы элиты понимал, как свои, и в технике разбирался, и от зарплаты официально не зависел. Сословие лордов адмиралтейства за 30 лет не сформировалось.

ТЗ на современную российскую технику писали новые заказчики. Бронеавтомобиль «Тигр» проектировался для Саудовской Аравии. Танки Т-90, фрегаты 11356, ракеты «Брамос» – для Индии… Опыта и дохода от такой торговли технические специалисты в системе управления не получили. Лордами стали продавцы.

Теперь посчитать, что именно нужно флоту, невозможно. Хорошо построить – тоже. Но без грамотного ТЗ хорошо и не надо. Критерием качества корабля названо количество калибров. Корветы и фрегаты — коммерческое название сторожевых кораблей. Вместо них в серию пошли простенькие катера пр. 22800 — аналогов нет. Гидроакустической станции нет, мореходности нет, серьезного ПВО нет, вертолета нет, запаса на модернизацию нет, двигателя почти нет… А морские беспилотники есть.

С конца 19-го века малозаметные корабли скрытно проникают в базы противника и что-то взрывают. В начале 20-го века Маяковский им даже посвящает стихотворение «Военно-морская любовь». Ни одна страна мира не может бороться с малоразмерными катерами -морскими беспилотниками, если вместо сторожевых кораблей строит носители калибров.

Первые модели. «Контактные.»
Первые модели. «Контактные.»
Со временем шестовые мины заменили на буксируемые, а потом на торпеды.
Со временем шестовые мины заменили на буксируемые, а потом на торпеды.

На фотографиях из СВО не только у флота нет согласованного вооружения.

-27

Вот АК-12 у спецназа. В боевых условиях. Новый автомат «с планочками» для новых прицелов. Ради новых прицелов ухудшили старый. Планочки есть, прицелов нет. И скотч площадь ленточек снижает)

Сложно найти пророссийскую публикацию с армейским джипом.

-28

Каким быть современному армейскому внедорожнику, посчитала в своё время Саудовская Аравия, для своей армии. В России много внимания грузовикам и джипам уделили внутренние войска.

https://365cars.ru/obzor/voennye-avtomobili-rossii-i-drugih-stran.html
https://365cars.ru/obzor/voennye-avtomobili-rossii-i-drugih-stran.html
-30
-31

Так в МО появились современные бронеавтомобили. Главным критерием качества стала защищенность. Если надо, конструктора количество брони увеличат. Но количество и грузоподъемность машин упадет. Войска пересядут на жигули с газелями. А чиновники придумают, где взять газели, пока ВПК создает броневички.

-32

Экзотерика

Если допустить, что государство - это не только инструмент насилия, но ещё институт планирования и контроля. И пофантазировать в стиле Гумилева. То по количеству косяков и сбоев в военной технике можно придумать разделение стран на типы.

«Целеустремленные». Перед конфликтом или во время войны система добивается результата. На всех этапах заказчики понимают, что и для чего они делают. Каждый школьник может ответить, для чего конкретно нужен любой самолет, танк, морской беспилотник.

«Агонизирующие». Стоимость техники превосходит её ценность, часто строится дублирующее друг друга оружие. Никто не может сказать, какая техника нужна для победы. Но есть специалисты для повышения ТТХ отдельных образцов. В результате техника не решает основных задач, но прекрасно подходит для частных. Пример: летчики люфтваффе понесли огромные потери при налетах на Лондон, но не смогли выиграть воздушную войну с Англией. Промышленность создала ракету Фау, решила частную задачу. Летчики перестали нести потери в налетах. Но ракета общих задач Германии решить не могла.

«Спящие». Оружейные корпорации строят удачные экспортные образцы техники, ненужные своей армии. НИИ МО заказывают единичные, дорогие концепты на десятилетия вперед. Ведут разработку новых концепций. Иногда поддерживают производителей заказами, чтобы сохранить научно-технический потенциал и развернуть производство вооружения при случае.

«Околоиндустриальные». Разрозненные предприятия собраны в корпорации-гильдии. Гильдии монетизируют научно-технический ресурс в нужном направлении, но не занимаются созданием новой техники. На всё ставится клеймо ОСК, Вертолеты России, РосТех, Рособоронэкспорт. Это не знак системы стандартов. Скорее акцизная марка, чтобы владелец контролировал пошлину. Системы научно-технического планирования нет. Тип техники зависит от моды, назначение от настроения местного герцога (2), качество от формы луны. Эффективность от артефактов других цивилизаций (1).
Эффективность системы не оценить из-за постоянной череды «форсмажоров» (3). Право владеть такой гильдией важные люди зарабатывают в добрых традициях доиндустриального мира. Потом и кровью (4)... Потом официантов в Донецких ресторанах и кровью сотрудников ВПК.
Сотрудники в ответ повышают пассионарность более благополучных стран (5) - Грузии, Армении, Казахстана, Таиланда… И индустриально развитых цивилизаций (6).
Постепенно научно-технический ресурс истощается. Для существования такой системе нужна постоянная внешняя подпитка заводами, рабочими, инженерами (7).

1. Артефакты других цивилизаций.

БПЛА «Орион» был сбит и разобран.
БПЛА «Орион» был сбит и разобран.
Модернизированный самолет 21-го века. Подобных кадров из зоны СВО довольно много. Патриотические каналы считают их эпичными, ведь до модернизации смартфон крепили скотчем к ноге летчика.
Модернизированный самолет 21-го века. Подобных кадров из зоны СВО довольно много. Патриотические каналы считают их эпичными, ведь до модернизации смартфон крепили скотчем к ноге летчика.

2. Вкусовщина местных герцогов.

-35

3. Вечные форс мажоры.

https://nvo.ng.ru/realty/2021-12-23/1_1171_project.html
https://nvo.ng.ru/realty/2021-12-23/1_1171_project.html

ВКС РФ не смогли участвовать в параде победы из-за плохой погоды. Шторм утопил самовозгоревшийся крейсер «Москва». Коронавирус убивает хорошую работу судостроительной корпорации.

В 1945-м ракета «Фау-1» не всегда попадала в нужный город, новая высокоточная бомба 2023-го не всегда попадает в нужную страну. Произошел «Самосход»
В 1945-м ракета «Фау-1» не всегда попадала в нужный город, новая высокоточная бомба 2023-го не всегда попадает в нужную страну. Произошел «Самосход»

4. Потом и кровью

Рогозин ранен на фронте
Рогозин ранен на фронте
Оск приносит пользу
Оск приносит пользу

Чем заняться руководителю судостроительной корпорации если в Москве нет моря?

5. Реакция сотрудников

Повышение пассионарности Грузии.
Повышение пассионарности Грузии.

6. Реакция удачливых сотрудников

-41

-42

7. Внешняя подпитка

Первый запрос в Гугл о Феодосийском заводе и Пелле после 2014-го года
Первый запрос в Гугл о Феодосийском заводе и Пелле после 2014-го года
Страница ОСК в ВК и новости на Россия 1. После 2022-го.
Страница ОСК в ВК и новости на Россия 1. После 2022-го.