243 подписчика

От разочарования до восторга. Самарканд.

323 прочитали
«Всё, что я слышал о Самарканде – всё правда, абсолютно всё! За исключением одного: он оказался более прекрасным, чем я мог себе представить!

«Всё, что я слышал о Самарканде – всё правда, абсолютно всё! За исключением одного: он оказался более прекрасным, чем я мог себе представить!»

Александр Македонский

Жарким июлем 2023 года мечта посетить древнейший город Средней Азии Самарканд чуть не стала большим разочарованием. Пустой аэропорт, бесконечное ожидание в очереди на паспортном контроле дополнилось отказом в пункте обмена валюты принимать рубли (а другой валюты у нас не было). Не буду углубляться в подробности как нам удалось поменять рубли и стать миллионерами на время нашего путешествия по Узбекистану, потому что все остальное наше пребывание было наполнено только приятными эмоциями.

Июль в Самарканде особенно жаркий (+40 и более градусов), поэтому, максимум 2-3 достопримечательности нам удавалось посмотреть за день. Огромным плюс такой жары – отсутствие толпы туристов, как результат - отличные фото.

«Всё, что я слышал о Самарканде – всё правда, абсолютно всё! За исключением одного: он оказался более прекрасным, чем я мог себе представить!-2

Каждая страна имеет уникальную историю, но есть места на нашей планете, отмеченные особой значимостью. Самарканд один из таких городов. Самарканд в переводе с согдийского означает каменный город (самар- камень, канд – город). В эпоху Античности Самарканд носил название Афросиаб, а у древних греков и в Риме был известен как Мараканда. За давностью лет, единого мнения о происхождении имени города не существует.

В Античной истории Самарканд был столицей древнего, но ныне не существующего государства Согдиана. (в настоящее время территорию исторической области занимают Узбекистан и Таджикистан).

Особого расцвета и величия город достиг во времена правления великого Амира Тимура (на западный манер принято называть Тамерлан). В конце 14 века под властью Тимура среднеазиатские земли объединяются и становятся могущественной империей. Наука и культура достигают наивысшего рассвета, а Самарканд получает великолепные памятники архитектуры.

«Всё, что я слышал о Самарканде – всё правда, абсолютно всё! За исключением одного: он оказался более прекрасным, чем я мог себе представить!-3

Главная площадь города – Регистан (переводится как песчаное место). Именно она стала стартовой в нашем путешествии по основным достопримечательностям.

«Всё, что я слышал о Самарканде – всё правда, абсолютно всё! За исключением одного: он оказался более прекрасным, чем я мог себе представить!-4

Изначально эта площадь выступала в качестве торгового перекрестка, потому что там находилось пересечение великого шелкового пути. Площадь представляла из себя пустыню, на которой располагался огромный восточный базар. Это был своего рода центр всемирной торговли. В Самарканде верблюжьи караваны делали остановку на пути из Китая в Европу. Китайцев в средней Азии интересовали главный образом кони, а средняя Азия из Китая получала шелк.

Сейчас здесь возвышаются медресе (мусульманское учебное заведение) Улугбека (1417—1420), медресе Шердор (1619—1636) и медресе Тилля-Кари (1646—1660). В 2001 году этот архитектурный ансамбль вместе с другими древними историческими зданиями Самарканда был включён в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Все три медресе построены в персидском стиле. Оригинальные двери во всех медресе не сохранились, все они созданы в начале 20 века.

В каждой арке медресе есть внутренний двор, где можно увидеть множество сувенирных лавок, которые располагаются в бывших кельях. Там студенты учились и жили. Вход в каждую лавку очень маленький, т.к. каждый человек должен заходить с поклоном. Во внутреннем дворе, под большой аркой собирались по 20-25 студентов, где им читали лекции. Т.е. были как летние и зимние классы. В медресе учились только мальчики. Брали всех, они могли приходить туда с 10 лет. Это и многое другое можно узнать нет, не от гида, а от торговцев, которые с удовольствием вам все покажут и расскажут, в качестве благодарности можно приобрести у них памятный сувенир.

«Всё, что я слышал о Самарканде – всё правда, абсолютно всё! За исключением одного: он оказался более прекрасным, чем я мог себе представить!-5

У каждого медресе своя удивительная история. Самый первый был построен медресе Улугбека (слева, если стоять лицом к площади). Улугбек - внук Амира Тимура. Возведение этого сооружения, а чуть позже и обсерватории, принесло Самарканду славу одного из главных центров науки средневекового Востока. В учебном заведении читались лекции по математике, геометрии, логике, естественным наукам, сводам учений о человеке и мировой душе и богословию и читали их известные учёные того времени, а также сам Улугбек.

«Всё, что я слышал о Самарканде – всё правда, абсолютно всё! За исключением одного: он оказался более прекрасным, чем я мог себе представить!-6
«Всё, что я слышал о Самарканде – всё правда, абсолютно всё! За исключением одного: он оказался более прекрасным, чем я мог себе представить!-7
«Всё, что я слышал о Самарканде – всё правда, абсолютно всё! За исключением одного: он оказался более прекрасным, чем я мог себе представить!-8

Почти зеркально повторяет медресе Улугбека - Медресе Шердор. В центре арки над входом изображена свастика (издревле была символом изобилия и плодородия, а не в нынешнем понимание). По бокам арки изображены два тигра, несущих на своих спинах Солнце, хотя название медресе переводится как «медресе со львами». Впоследствии этот рисунок стал национальным символом Республики Узбекистан и был изображен на купюре номиналом в 200 сум. Совершать намаз в Шердор, на фасаде которого изображены животные запрещено, поэтому молиться ученики и преподаватели медресе уходили в соседнее здание.

«Всё, что я слышал о Самарканде – всё правда, абсолютно всё! За исключением одного: он оказался более прекрасным, чем я мог себе представить!-9

«Всё, что я слышал о Самарканде – всё правда, абсолютно всё! За исключением одного: он оказался более прекрасным, чем я мог себе представить!-10
«Всё, что я слышал о Самарканде – всё правда, абсолютно всё! За исключением одного: он оказался более прекрасным, чем я мог себе представить!-11
«Всё, что я слышал о Самарканде – всё правда, абсолютно всё! За исключением одного: он оказался более прекрасным, чем я мог себе представить!-12

В небольшом помещении внутри медресе Шердор, возле его юго-западного минарета находится могила по распространенному мифу принадлежащая некому мяснику, который кормил мясом строителей медресе Шердор, обрёл уважение среди строителей и был удостоен чести быть похороненным у входа в это медресе. На самом же деле тут находится могила имама Мухаммада бин Джафар Садыка. Но легенду о мяснике зачем-то рассказывает почти каждый гид.

«Всё, что я слышал о Самарканде – всё правда, абсолютно всё! За исключением одного: он оказался более прекрасным, чем я мог себе представить!-13

Последним по воздвижению, но не по значению является Медресе Тилля-Кари. На протяжении всей своей истории медресе Тилля-Кари была не только местом обучения студентов, но и выполняла роль соборной мечети. Когда будите внутри мечети обратите внимание на потолок. Уже в те времена был придуман 3-д эффект. Потолок на самом деле абсолютно плоский, но по восприятию имеет объем.

«Всё, что я слышал о Самарканде – всё правда, абсолютно всё! За исключением одного: он оказался более прекрасным, чем я мог себе представить!-14
«Всё, что я слышал о Самарканде – всё правда, абсолютно всё! За исключением одного: он оказался более прекрасным, чем я мог себе представить!-15
«Всё, что я слышал о Самарканде – всё правда, абсолютно всё! За исключением одного: он оказался более прекрасным, чем я мог себе представить!-16

Рядом с медресе Тилля-Кари мы наткнулись на массовое скопление надгробий. Смотрелось жутковато, но это оказался фамильный склеп представителей рода Шейбани, династии, которая длительное время правила здесь, после потомков правителя Тамерлана. Самое древнее захоронение относится к 16 веку.

Позади медресе Шердор расположен древний торговый купол Чорсу, подтверждающий статус площади Регистан как торгового центра средневекового Самарканда. Он был воздвигнут в 15 веке, а в 20 веке проведена его реконструкция. Вплоть до 20 века это был торговый павильон, а начиная со времен СССР Чорсу получил статус здания-памятника. Сейчас там находится музей, где можно увидеть работы узбекистанских и зарубежных художников и скульпторов.

«Всё, что я слышал о Самарканде – всё правда, абсолютно всё! За исключением одного: он оказался более прекрасным, чем я мог себе представить!-17

Вечером, с 21.00 до 22.00 прощать Регистан загорается яркими красками, звучит восточная музыка. Зрелище потрясающее, до мурашек. Обязательно посетите, если будите в этом прекрасном городе.

«Всё, что я слышал о Самарканде – всё правда, абсолютно всё! За исключением одного: он оказался более прекрасным, чем я мог себе представить!-18
«Всё, что я слышал о Самарканде – всё правда, абсолютно всё! За исключением одного: он оказался более прекрасным, чем я мог себе представить!-19
«Всё, что я слышал о Самарканде – всё правда, абсолютно всё! За исключением одного: он оказался более прекрасным, чем я мог себе представить!-20
«Всё, что я слышал о Самарканде – всё правда, абсолютно всё! За исключением одного: он оказался более прекрасным, чем я мог себе представить!-21

На официальном сайте площади Регистан (https://registon.uz) можно ознакомиться с мероприятиями, а также посетить виртуальный тур.

Площадь Регистан окружена несколькими скверами и парками. Так, любители интересных памятников в сквере Кавамиддина Ширази могут найти памятник «Народные поэты».

«Всё, что я слышал о Самарканде – всё правда, абсолютно всё! За исключением одного: он оказался более прекрасным, чем я мог себе представить!-22
«Всё, что я слышал о Самарканде – всё правда, абсолютно всё! За исключением одного: он оказался более прекрасным, чем я мог себе представить!-23

А в центре парка «Величия Самарканда» стоит памятник Исламу Абдуганиевичу Каримову (установлен в 2017 г). К парку прилегает улица Ислама Каримова, по которой мы и продолжили наш маршрут. Об этом читайте в продолжении…

«Всё, что я слышал о Самарканде – всё правда, абсолютно всё! За исключением одного: он оказался более прекрасным, чем я мог себе представить!-24