В «Евангелии от Матфея» есть «Притча о брачном пире», повествующая о том, как царь стал звать званых (гостей) на брачный пир сына своего, а те не хотели идти…
Финал этой притчи гласит:
«Ибо много званых, да мало избранных» (Мф. 22:14).
Согласно толкованию этой евангельской притчи, избранные – это те, кто достойны избрания от Бога, кто Им призваны и получат спасение...
Вдумайтесь!
Ведь профессия педагога, врача, артиста, художника и некоторые другие – это не просто работа. Это – призвание! Не зря ведь актёры в театре не работают, они – служат! Так же, как военные, как священники. И врачи не просто так вот уже почти два с половиной века приносят «Клятву Гиппократа»...
То же касается и педагогов. Их труд – это и предназначение, и служение: умному, доброму, вечному!
Будь на то моя воля, я бы и для будущих учителей и преподавателей организовал специальный ритуал. Чтобы и они, как будущие врачи или защитники родины, давали особую присягу на верность профессии – «Клятву педагога» или «Клятву Ушинского». Для того, чтобы они задумались о сути избираемого ими ремесла и о том, какому делу, чему и кому предназначают себя? Какой службе? Служению чему? И сами себе ответили на вопрос: а действительно ли в этом их призвание?
В древнегреческом языке слово παιδαγωγός («педагогóс») изначально имело значение «раб, провожающий ребёнка в школу и обратно, приставленный к ребёнку слуга». Таким образом, в античном мире педагогом называли слугу, который внимательно следил за тем, чтобы ребенок вовремя добирался до школы, по дороге не шалил, не отвлекался и т. д. И только потом у этого слова появилось ещё одно значение – «воспитатель, наставник» (ну а со временем оно стало обозначать также и руководителя, вождя).
А какой корень у слова «слуга»? И какие у него ближайшие однокоренные слова? Правильно, «служить», «служение»! Поэтому ПЕДАГОГ – это не тот, кто работает, трудится, «ишачит», деньги добывает (хотя и оплата должна быть достойной, кто ж спорит). ПЕДАГОГ – это тот, кто СЛУЖИТ!
Вот так языки сохраняют древнейшие, спрятанные за внешней оболочкой (формой), сокрытые веками и тысячелетиями значения слов. Надо только поглубже копнуть!
Но есть здесь у этого вопроса и другая сторона.
Ведь в жизни всем нам так или иначе предначертано исполнять роль педагога – учителя, воспитателя, наставника. Причём для как своих детей (в качестве родителя), так для и чужих. К примеру, на работе – обучая своих подчинённых и младших по званию (должности), передавая им свой опыт и знания. А потому к этой службе, этому служению, по сути говоря, призваны мы все!
Да вот только кто из нас отзовется?..
Илья Карпенко
(Фото – из открытых источников)
АНЕКДОТ
— Скажите, почему вы выбрали профессию учителя? Вы же ненавидите детей!!!
— Извините, но в ваших словах полностью отсутствует логика. Я ненавижу детей, поэтому я стал учителем в школе. Если бы я ненавидел всех людей, я выбрал бы профессию врача…
Друзья!
Если вам нравятся мои статьи и те беседы с коллегами, которые я размещаю в этом моём блоге на страничке Дзена, ставьте значок «нравится».
Пишите умные, добрые или критические слова в комментариях; подписывайтесь на мой блог!
Не скрою, мне это приятно. Причём даже тогда, когда вы пишете не очень приятное. Просто это значит, что вам не безразлично то,
ЧТО, О ЧЁМ и КАК я пишу.
Спасибо вам!
Я, ваш Илья