Найти тему
ТРАКТОРНЫЙ ЛИКБЕЗ

«ЗАПОРОЖЕЦ»: ТРЕХКОЛЕСНЫЙ И НЕ УШАСТЫЙ

Марка «Запорожец» прочно ассоциируется с известным советским малолитражным автомобилем. Но вот о том, что под таким же названием когда-то выпускался и трактор, вряд ли кто знает.

Интересный, и прямо можно отметить, самобытный агрегат - «Запорожец» - сконструировали в 1923 году на Украине, на небольшом государственном заводе сельскохозяйственного машиностроения в Кичкассе под началом инженера Л.А. Унгера. Создали его на базе 12-сильного двухтактного одноцилиндрового нефтяного двигателя «Триумф», производившегося на Большетокмакском заводе №8.

«Запорожец» работал на сырой нефти
«Запорожец» работал на сырой нефти

Заводился двигатель посредством воспламенения в запальной головке топливной смеси. Во время работы силовая установка расходовала не только нефть, подаваемую в цилиндр топливным насосом, но и воду: за неимением зажигания момент вспышки в двигателе регулировался с помощью увеличения или уменьшения подачи в цилиндр воды. Для вспашки одного гектара трактору требовалось «полтора пуда нефти и пять ведер воды». Если считать, что «ведро» ‒ это дореволюционная казенная мера объема в 12,229 литра, то получалось, что на литр расхода нефти приходилось три литра воды.

Редуктор, закрытый в плотный металлический корпус, предохранял шестерни от грязи и запыленности. Вместо шариковых подшипников и баббитовых вкладышей использовались бронзовые втулки. В случае износа их легко изготавливали в любой кузне. Мощность от двигателя к ходовой части передавалась через фрикционную муфту с обшивкой из сыромятной кожи ‒ эта конструкция выполняла роль сцепления (сцепление Леблана). При помощи него механизатор имел возможность разорвать поток мощности, например для включения реверса.

Задний ход включался посредством реверсирования двигателя. Для этого над сектором штурвальчика газа имелся еще один ‒ для реверса. Работал он просто ‒ тракторист смещал эксцентрик топливного насоса по оси вала. Другая секция эксцентрика осуществляла впрыск топлива в другой фазе, в результате чего поршень останавливался (не доходя до ВМТ), а затем начинал движение в противоположном направлении.

У трактора не имелось дифференциала (для этого его сделали трехколесным с одним ведущим колесом). Передвигался «Запорожец» со скоростью 3,6 км/ч.

у трактора имелось лишь одно ведущее (заднее) колесо
у трактора имелось лишь одно ведущее (заднее) колесо

Потрясающе примитивный и в то же время весьма ремонтопригодный трактор, запчасти на который мог выковать любой кузнец, являлся практически вечным. «Красный прогресс» успел склепать за четыре года порядка 500 тракторов.

В 1923 году на полях Петровской сельскохозяйственной академии решили провести состязания между «Запорожцем» и гусеничным Holt 60HP. На вспашку десятины земли при четырехвершковой глубине отечественный трактор в среднем тратил около 30 кг нефти. Holt 60HP ‒ 36 кг дорогостоящего керосина. За оригинальную конструкцию трактора применительно к тогдашним условиям, при хорошей сборке, производительности и тяговых усилиях завод удостоилcя Почетного диплома I степени.

трактор не имел коробки передач
трактор не имел коробки передач

Спрос на «Запорожец» был большой. Особенно он вырос после испытаний, проведенных вместе с американским Fordson F весной 1925 года. Вспашку десятины земли «Запорожец», имевший к тому времени двигатель в 16 л.с., заканчивал на 25 минут раньше. При этом расход нефти составлял 17,6 кг. Американец сжигал 36 кг керосина. По всем параметрам «Запорожец» выглядел лучше заграничного образца.

за
за

Дальнейший ход истории сложился не в пользу трехколесного трактора. Стране требовались сотни тысяч тракторов, обладающих универсальными свойствами (в том числе способностью осуществлять транспортные работы). После запуска первых конвейерных тракторных заводов звезда «Запорожца» молниеносно закатилась.

Но еще долго пыхтел на полях незамысловатый агрегат из Кичкасса. На тракторе с серийным номером №107, к примеру, тракторист М. И. Роскот из Черниговской области трудился с 1924 по 1958 год. В годы немецко-фашистской оккупации механизатор разобрал трактор, узлы и детали тайно закопал. После изгнания гитлеровских войск он откопал своего железного коня и пахал на нем почти до полета Юрия Гагарина в космос, заливая в топливный бак чего попало и изготавливая запчасти в деревенской кузнице.