Найти тему
ИСТОРИЯ КИНО

Что писали о «Фантомасе» в журнале «Советский экран»

Фантомас / Fantômas. Франция-Италия, 1964. Режиссер Андре Юнебелль. Сценаристы Жан Ален, Пьер Фуко (по мотивам романов Марселя Аллена и Пьера Сувестра). Актеры: Жан Маре, Луи де Фюнес, Милен Демонжо, Жак Динам, Робер Дальбан и др. Прокат в СССР – 1967: 45,4 млн. зрителей за первый год демонстрации. Прокат во Франции: 4,5 млн. зрителей. Прокат в Италии: 2,6 млн. зрителей.

Фантомас разбушевался / Fantômas se déchaîne. Франция-Италия, 1965. Режиссер Андре Юнебелль. Сценаристы Жан Ален, Пьер Фуко (по мотивам романов Марселя Аллена и Пьера Сувестра). Актеры: Жан Маре, Луи де Фюнес, Милен Демонжо, Жак Динам, Кристиан Тома и др. Прокат в СССР – 1967: 44,7 млн. зрителей за первый год демонстрации. Прокат во Франции: 4,2 млн. зрителей.

Фантомас против Скотланд-Ярда / Fantômas contre Scotland Yard. Франция-Италия, 1966. Режиссер Андре Юнебелль. Сценаристы Жан Ален, Пьер Фуко. Актеры: Жан Маре, Луи де Фюнес, Милен Демонжо, Франсуаза Кристоф, Жан-Роже Коссимон, Жак Динам, Робер Дальбан, Андре Дюма, Анри Серр, Анри Атталь, Ги Делорм и др. Прокат в СССР – 1968: 34,3 млн. зрителей за первый год демонстрации. Прокат во Франции: 3,6 млн. зрителей.

Во второй половине 1960-х на экраны СССР вышел фильм «Фантомас». Зрительский успех у этой пародийной ленты (как, впрочем, и у его продолжений – «Фантомас разбушевался» и «Фантомас против Скотланд-Ярда») был настолько велик, что журнал «Советский экран» не мог обойти этот фильм стороной.

-2

И вот какая статья была опубликована в «Советском экране» в декабре 1967 года:

«…Детектив в кино знает и свою «классику» и свою халтуру, которая часто пользуется не меньшим, в даже большим успехом. Нужно только сказать, что в самом детективе нет ничего позорящего искусство, и что дело не в жанре, а в том, каким целям он служит — целям человеконенавистническим или демократическим и благородным.

-3

«Фантомаса» уже ставили в кино, используя успех многотомного бульварного романа. Теперь его воскресили Жан Ален и Пьер Фуко, написавшие сценарий, Андре Юнебель, который его поставил, Жан Маре и Луи до Фюнес, которые его разыграли.

-4

Впрочем, я задавал себе вопрос: зачем это воскрешено? Только ли коммерческие соображения руководили авторами фильма! Является ли новый «Фантомас» только попыткой плыть в фарватере знаменитых фильмов об «агенте 007» Джеймсе Бонде, популярность которых в современном западном мире одновременно и смехотворна и позорна.

-5

И, наконец, зачем этот новый «Фантомас» появился на нашем экране? Как совместить его в нашем кинематографическом репертуаре с серьезными фильмами, которые являются искусством?

На эти вопросы можно ответить только проанализировав фильмы о «воскресшем» Фантомасе.

-6

Я не буду рассказывать содержание двух серий, появившихся на нашем экране, из двенадцати (!), которые предполагается поставить.

-7

Но кое-что я должен сказать.

Действие фильма развертывается в современном Париже. Именно здесь появляется таинственный и всемогущий преступник Фантомас, совершающий чудовищные грабежи, похищения и убийства и с непостижимой легкостью ускользающий от «карающей руки закона», воплощенного в образе полицейского комиссара Жюва. Что ж, обычная история о сверхъестественном преступнике!

-8

Но авторы фильма несколько модернизируют своего Фантомаса. Он не только преступник. но и претендент на мировое господство, он изобретатель, он знает секреты перевоплощения, умеет «переселиться» в физическую оболочку плененных им людей (это обстоятельство авторы фильма неоднократно используют) и при помощи «двойников» совершает преступления и морочит полицию.

-9

Но в остальном все происходит так, как и должно происходить в детективном фильме. Преступник совершает головокружительные преступления. Его настигает полиция. Погоня, оснащенная современной техникой. Гонятся на паровозах, автомобилях, самолетах, моторных лодках, подводных кораблях, вертолетах. Преследуемые и преследователи рискуют жизнью, попадают в катастрофы, взрываются, тонут, все происходит по «законам жанра». Но с одной поправкой. И о ней-то и пойдет речь.

-10

Дело в том, что в «Фантомасе» все происходит удивительно несерьезно. Авторы фильма не скрывают своего иронического отношения и героям. Смешон Фантомас с его кровавыми глазами, глухим, медленным голосом и серо-зеленой маской. Смешон полицейский комиссар Жюв, суетливый и глупый, все время попадающий впросак.

-11

Авторы фильма и актеры — Жан Марэ, играющий одновременно и Фантомаса и преследующего его журналиста Фандора, и Луи де Фюнес. играющий комиссара Жюва, — не скрывают того, что они высмеивают, пародируют своих героев и их «героические» поступки.

-12

Значит, это попросту пародийный фильм! Однако пародия, высмеивание, передразнивание, доведение до абсурда канонических ситуаций не всегда бывают сознательными. К примеру, в фильмах о Джеймсе Бонде сочетается откровенное любование пошлостью с элементами невольной для их авторов пародии. Если западноевропейский мещанин увлекается демонстрацией мускульной силы стандартного красавца «агента 007» и завидует его успехам у стандартных блондинок, интеллигентный зритель воспринимает всю эту бульварную чепуху как пародию. Утверждение пошлости как эстетического принципа мстит за себя и в сознании квалифицированного зрителя переходит а свою противоположность.

-13

В «Фантомасе» высмеивание, пародирование совершенно сознательны. Авторы фильма смеются и над своими героями и над тем зрителем, который захочет воспринять всерьез умопомрачительные приключения Фантомаса и комиссаре Жюва. Нелепость характеров задана. Адский смех Фантомаса, которым он празднует свои победы над противниками, вызывает улыбку зрителя. Вздорность великого сыщика комиссара Жюва подчеркивается и в ситуациях, и в характере актера. Актеры с уморительном серьезностью разыгрывают свои роли, а они только подчеркивают комизм.

-14

Пародийность замысла сказывается, между прочим, и в том, что в фильме о Фантомасе основное внимание его авторов отдано не столько мрачному и инфернальному преступнику. сколько глупому смешному комиссару Жюву, которого c подлинным блеском играет Луи де Фюнес...

-15

Фильм, который должен был быть жестоким и кровавым, становится откровенно смешным.

Правда, увы, не всегда. Авторы временами теряют чувство меры. Тогда эффектные ситуации становятся самоцелью. В таких эпизодах потеряна пародийная задача, исчезает сатирическая, веселая злость. И филь становится однообразным и скучным.

-16

Грань между пародией, между высмеиванием и серьезным, я бы сказал, увлеченным отношением и событиям и героем определена о фильме неточно. И тогда на экране возникает пошлость и безвкусица. В этом двойственность, противоречивость фильма.

«Фантомас» должен был стать «фильмом-противоядием». Он должен был смехом сражаться с пошлостью западных детективов, порожденных «агентом 007». Высмеянный герой перестает быть героем. Высмеянные приключения перестают волновать.

-17

Можно воспитывать вкусы, утверждая хорошие образцы. Можно достичь того же эффекта, высмеивая образцы дурные. Авторы «Фантомаса» хотели пойти по второму пути, и я не сомневаюсь в их добрых намерениях.

-18

Но есть дистанция между замыслом и его осуществлением. И замысел авторов «Фантомаса», увы, не всегда выражен точно. И тогда вздорные приключения зловещего преступника и глупого сыщика воспринимаются всерьез. Больше того – неискушенному зрителю они могут понравиться своей легкостью. А это уже совсем скверно.

Единственно, что можно посоветовать зрителям «Фантомаса», - отнестись к этому несерьезно, с иронией и улыбкой, пойти в этом смысле навстречу авторам фильма, которые хотели сделать веселую пародию» (Михаил Блейман).

Блейман М. Как важно быть несерьезным // Советский экран. 1967. № 24.

-19

В том же номере журнала «Советский экран» - как бы в довесок к рецензии о «Фантомасе» была размещена маленькая заметка о Милен Демонжо:

-20

«Ей нет еще и тридцати, а сыграно два с лишним десятка ролей, хотя прошло всего десять лет с того дня, когда её впервые увидели зрители в экранизации «Салемских колдуний» Артура Миллера, рядом с Симоной Синьоре и Ивом Монтаном: чистое девичье лицо, изящество, пластика. Затем — почти одна за другой — комедии, комедии, комедии...

-21

Настоящая известность пришла к Демонжо, «белокурому ангелу» французского экрана, в фильмах историко-приключенческих. Головокружительные авантюры, тайны, погони, фантастические декорации — вот тот мир, в котором изящная женственность Демонжо проявляется наилучшим образом.

-22

Коварная Миледи в экранизации «Трех мушкетеров», несгибаемая хрупкая возлюбленная Сен-Клера в «Хижине дяди Тома», бесстрашная Элен, лихой фоторепортер и романтическая невеста поистине отважного журналиста Фандора в «Фантомасах».

-23

Здесь Демонжо нашла своего режиссера, постановщика легких и смешных кинокартин, Андре Юнебеля.

-24

Впрочем, и режиссер нашел в ней «свою» актрису. Он знает: одних привлечет в ней трогательная беззащитность и наивная женственность, другие разглядят за этим сильную, целеустремленную натуру, способную на неожиданные эскапады. Пресса так и пишет об актрисе: «Она как натянутая тетива».

-25

И кто знает, может быть, несмотря на достигнутые успехи и огромную популярность, попадания в цель у этой актрисы еще впереди» (Милен Демонжо // Советский экран. 1967. № 24).